Уроки рисования. Как разглядеть «настоящее искусство»?

Немногим более чем за год в Барнауле открылись несколько галерей современного искусства, случаются дни, когда одновременно проходят более 20 выставок.

Мы попросили Наталью Цареву, главного научного сотрудника Государственного художественного музея Алтайского края, рассказать о современном искусстве, новых галереях нашего города и выбрать среди множества экспозиций наиболее важные.

Наталья Царева, начальник отдела современного искусства XX-XXI вв. художественного музея Алтайского края. Фото из архива редакции.

– Как вы считаете, с чем связана возросшая активность процессов в сфере искусства? Действительно ли существует большой спрос среди жителей или же это просто новомодная для нашего города игрушка в руках состоятельных людей – открыть частную галерею?

– Я не думаю, что это можно называть игрой. Заниматься галереями изобразительного искусства – значит вкладывать свои деньги. Причем вложения, сделанные в организацию, в дизайн экспозиций, в подачу материала, бывают большими. В Барнауле почти невозможно получить с этого существенный доход, да и во всей Сибири-то не так много галерей, которые получали бы ощутимую прибыль от своей деятельности. Нужно просто любить искусство, и люди занимаются галерейным бизнесом именно поэтому – для отдохновения души. Надо отдать им должное. Ведь вход в эти галереи, как правило, стоит очень немного, иногда он вообще бесплатный. На сегодняшний день Барнаул даже начинает выгодно отличаться от многих сибирских городов – у нас появляются галереи, и выставляют они художников не только местных, но и из других регионов, и зарубежных. И мне приятно слышать или читать от коллег из других городов, что у нас что-то происходит интересное, многие говорят об этом даже с завистью. Это тоже радует, потому что тем самым привлекается внимание зрителей к современному искусству. С другой стороны, у наших камерных галерей существуют проблемы с посещаемостью, поэтому спрос тут все же ни при чем, хотя зачастую выставки бывают очень интересными. Барнаульцы не избалованы современным искусством, они не очень подготовлены.

– Современное искусство – это любое искусство, которое делается в наши дни, или то, которое исповедует определенные ценности, пытается преодолеть собственные границы? Художника, рисующего сегодня простой натюрморт, можно назвать современным?

– Далеко не все художники, которые создают свои произведения сейчас, делают произведения современного искусства. Современный художник не тот, который живет в наше время, а прежде всего тот, кто работает в современных направлениях. В частности, создает так называемое актуальное искусство. В Барнауле художников актуального искусства просто нет, во всяком случае я их не вижу.

– Общее мнение западных искусствоведов такое, что до девяти десятых всего «свежего искусства» составляют откровенно плохие произведения. Вы согласны с этим?

– Это абсолютно справедливо. Как и в любом другом искусстве, здесь очень трудно создать что-нибудь настоящее. Сегодня человек может писать так, как писал Джексон Поллок в 40-е, но это уже будет означать отсутствиепрогресса, и это уже, по большому счету, никому не нужно.

– Как понять, что входит в оставшиеся 10%? Кто определяет это?

– Время расставляет все по своим местам, оно и есть главный судья. Хотя ситуацию в некотором смысле определяют и влиятельные коллекционеры, владельцы галерей, которые работают прицельно с молодыми художниками. Они покупают их работы, обеспечивают им выставки. И обществу приходится ориентироваться на знания и опыт этих людей. Например, Чарльз Саатчи умел увидеть в массе художников тех, кто впоследствии станет знаменитым, и его галерея на сегодняшний день одна из самых интересных. Далеко не любой человек может выступить экспертом и говорить: эта работа останется в веках, а об этой все забудут.

– А может авторитетный галерист войти в роль этакого продюсера для поп-певички? И его подопечный станет известным и высокооплачиваемым не из-за таланта, а благодаря грамотной раскрутке.

– Такое, конечно, возможно, но это ведь не будет известностью того же Пикассо. Повторю, время просеет все. Эти фокусы уйдут, останется чистое искусство. Ведь бывали истории, когда картины рисовали с помощью живых обезьян или слонов. Или вот знаменитая группа «Ослиный хвост»… Все эти вещи так и остались анекдотическими моментами в мире искусства, заметками на полях. Все голые короли рано ли поздно будут обнаружены.

– Репутация современного художника влияет на цену его произведений?

– Цену устанавливают эксперты, сообщество музейных работников, но имя художника при этом, конечно, имеет значение.

– Известен такой случай: академический портрет Сталина не хотели брать на один из аукционов, но Дэмьен Херст пририсовал Сталину красный нос, и картина ушла с молотка гораздо дороже эстимейта.

– Да, если бы нос пририсовал кто-то другой, картина бы не стоила ничего. Люди заплатили за эту акцию, за этот жест. Я вполне допускаю, что простой портрет Сталина, выполненный в манере фотореализма, не был никому интересен, но один художественный жест все изменил.

– Но ведь такой нос мог пририсовать кто угодно! Выходит, в этом случае картина имеет ценность в том же смысле, что и костюм Элвиса Пресли, например, или росчерк известного писателя на книжном форзаце? Это просто сувенирная вещь, автограф, это ведь уже имеет меньше отношения к искусству.

– Ну, возможно… Вот был еще такой художник и скульптор Дмитрий Цаплин, во время вой­ны он, кстати, жил в эвакуации в Барнауле. В широких кругах он не известен, хотя был партийный человек и крепкий реалист, неплохой причем. Он сам к себе относился следующим образом: гостям, пришедшим к нему в мастерскую, он указывал на гвоздь, вбитый в стену, и говорил: «Этот гвоздь гениален,потому что его вбил Цаплин».

– Многие деятели актуального искусства добиваются известности, шокируя публику. Существуют ли в среде художников табу или они совпадают с общечеловеческими?

– Я думаю, что совпадают.

– Когда художник, совершая провокационный жест, преступает закон, не перестает ли он быть при этом художником? То есть должно ли общество относиться с пониманием к его акциям?

– Это очень сложный вопрос, как раз сегодня он широко обсуждается в нашем обществе. И мне тяжело будет на него ответить. Бывают ситуации, когда художник хочет во что бы то ни стало достучаться до окружающих, заострить определенную проблему и не видит иного способа, кроме как преступить закон. Он сознательно делает такой шаг, он понимает, что за свои действия ему придется ответить, заплатить серьезный штраф, например.

– Да, или даже так.

– Может быть, наивный вопрос, но мне действительно интересно. Как человечество пришло от итальянской школы живописи, от Джотто, к абстракционизму? И почему не наоборот? Ведь даже в наскальных рисунках видно стремление запечатлеть действительность такой, какая она есть.

– Если мы захотим нарисовать линию развития искусства, она получится волнообразной, это не прямая от примитива к хорошему реализму. Мы увидим, что происходят колебательные изменения. Искусство уходит от правдоподобности к абстрактным выражениям, затем стремится обратно. Снова идет к концептуальным, более умозрительным вещам – и опять к жизнеподобию. В истории искусства так было всегда, оно развивается по спирали.

– В целом сейчас так и есть. Но просто наш сегодняшний день дает художнику гораздо больше возможностей для самовыражения, чем художнику XVIII века, у которого и был только этот самый холст. Если человек считает, что может выразить то, что он понимает, чувствует и любит, только при помощи простого рисунка, он будет работать именно так, но если ему понадобится заполнить подвалы галереи нефтью, то он сделает и это.

Наталья Степановна Царева – кандидат искусствоведения, член Союза художников России с 1995 года. С 1981 года работает в краевом художественном музее, начальник отдела отечественного искусства XX–XXI вв. Автор более ста публикаций, посвященных истории оте­чественного искусства ХХ века, искусства Сибири, современного искусства Алтая. Куратор многочисленных выставок современного искусства, автор постоянных экспозиций музея «Оте­чественное искусство ХХ века», «Первые художники Алтая», куратор алтайской части экспозиции выставок, посвященных современному искусству Сибири и России. С 1999 года член творческого союза иконописцев России, содружества «Завет».

Дэмьен Стивен Херст (род. в 1965 году) – английский художник и коллекционер, лидер группы «Молодые британские художники». Один из самых состоятельных из ныне живущих художников.

Чарльз Саатчи – коллекционер современного искусства и владелец галереи The Saatchi Gallery.

Джексон Поллок (1912–1956)– американский художник, идеолог абстрактного экспрессионизма. В 2006 году его картина «№ 5» была продана на закрытом аукционе за $ 140 млн.

«Ослиный хвост» – группа русских художников-авангардистов, существовавшая

в 1910-х годах. Название свое получила благодаря выставлявшейся в Париже картине, нарисованной хвостом осла.

– Приятно, что новые галереи имеют не только свои сайты, но и страницы в социальных сетях. Существует обратная связь, зритель может моментально реагировать, писать комментарии к прошедшим выставкам. Это очень важно и полезно для самих работников галерей, потому что они прежде всего должны работать на зрителя, на его воспитание. Нашим галереям не хватает просветительской работы. Для многих людей современное искусство – сфера, которую они не совсем понимают. Было бы неплохо, если бы в галереях, например, читались лекции.

Источник: