ВЕДОМОСТИ — Что смотреть на фестивале

Восьмой Международный фестиваль«Мода и стиль в фотографии» открывается 20 февраля: до конца мая на разных площадках Москвы пройдет более полусотни большихи малых выставок. Главная тема фестиваля —«Красота: мифы и источники вдохновения».

Судя по хедлайнерам фестиваля, тема красоты понимается не в возвышенном духе, а в аналитическом. Предлагается не восторгаться прекрасным, а препарировать его, изучать машинерию, механику belle fashion и bon ton. В соответствии с этой темой«аналитики прекрасного» рекомендуем несколько выставок«Моды и стиля в фотографии», в которых понятие«красота» станет непредсказуемым, парадоксальным объектом исследования.

Главная выставка, которую нельзя пропустить:«Это Париж! Модернизм в фотографии. 1920-1950. Из коллекции Кристиана Букре»(с 21 февраля в МАММ). Она сделана совместно с Центром Помпиду и показывает огромное частное собрание коллекционера Кристиана Букре. Топовыми в ней являются снимки, сделанные лидерами мировой фотографии между Первой и Второй мировыми войнами.

Самыми интересными в этот период были формальные эксперименты — от авангарда и сюрреализма до неоклассики и ар-деко. Будут представлены работы Ман Рэя, Кертеша, Брассая, Мораля, Жермены Круль. Просто удивительно, насколько рельефно по сравнению с другими видами искусства проступает в фотографии не очевидная природа авангардного творчества: холодное совершенство точно рассчитанного эксперимента, гармония беспристрастной аналитики. Уместно вспомнить слова культуролога и критика Сьюзан Зонтаг о некой меланхолической безучастности сюрреалистической фотографии в отображении«другого» мира. Когда смотришь на великолепный в своей прочерченности светом и тенью предметный мир Брассая, Кертеша или Ман Рэя, невольно думаешь об эталонах рекламного снимка, одновременно загадочного и обескураживающе простого, самодостаточного и соблазняющего.

Сегодняшним ответом на возникшее в дадаизме, сюрреализме и расцветшее в ар-деко и неоклассике искусство анатомии предметного мира является выставка Михаила Розанова«Избранное», открывающаяся 21 февраля в МАММ. Персонаж петербургской богемы, наследник идей неоакадемизма Тимура Новикова, Михаил Розанов сделал хорошую карьеру: сотрудничает с топовыми журналами моды, выставляется в лучших галереях и музеях. Его фотовзгляд чем-то напоминает рентгенографию: он до остова высверливает конструкцию мироздания — от пестиков и насекомых до небоскребов и громадных мостов.

В резонанс с творчеством Розанова входит выставка-увертюра фестиваля: экспозиция«Диалоги о природе» Карла Блосфельдта и Эккехарда Велькенса, которая начала работать в МАММ раньше официального открытия фестиваля. Оба немца и оба фанатики визуального препарирования мира. Блосфельдт жил во второй половине XIX — первой трети XX века, Велькенс — наш современник, приезжал в МАММ со своим мастер-классом. И у того и у другого предметность превращается в своего рода гербарий или в экспонаты кунсткамеры, хранящиеся в вакуумных витринах…. Читать целиком

Источник: