«Любимые фотографии — те, которые еще спокойно не снял». Конечно, в общем-то одесский фотохудожник прилично подарил николаевцам «Вкус ночи»

Сегодня в Николаеве, в галерее на Спасской, 45, открылась персональная фотовыставка 24-летнего одесского фотохудожника Юрия Миронюка под таинственным названием «Вкус ночи».

— Просто люди, видимо, меня меньше вдохновляют, чем городской урбанистический пейзаж. Людей нет, но есть следы их незримого присутствия. Даже присутствия, которое было давно — год назад, десять лет назад. Это и выброшенные суда на берег моря, и оставленные автомобили…

Вот в этом — вторая особенность снимков Юрия. Присутствие на снимках чего-то очень старого, забытого, что позволяет посмотреть на вещи немного иначе…

И, что самое интересное, работает Юрий с пленочной фотографией, что в наш век интенсивного развития цифровых технологий само по себе настоящее ретро. И усиливается это ретро-ощущение тем фактом, что автор вдохновляется старой фотографией первой половины ХХ века («я фанатею от классиков, и все, что ни делаю, стараюсь делать с оглядкой на них»), и создает свою собственную систему с установкой на вневременность и внепространственность, когда неясно ни где, ни когда были сделаны данные снимки. Фотограф признается, что «Никону», который является в его работе основным фотоаппаратом, уже 45 лет!

— Так же, как старые автомобили, старые корабли, меня привлекают и старые фотокамеры. Не доставляет мне удовольствие снимать на камеру, сделанную из пластмассы, мне нужно что-нибудь железное…

Юрий рассказывает, что увлечение фотографией у него началось с прогулок. Со своим другом он лазил по заброшенным местам (заводы, автомобили), и этот его друг — профессиональный одесский фотограф Сергей Куршпетов — сказал Юрию, что у него хорошее чувство композиции. И началось…

Собственно, сказать, что фотоискусство до этого было для Юрия чем-то «далеким» и недосягаемым, было бы неправда. Его родители — фотографы. Мама вела фотокружок. Поэтому Юрий с раннего детства бегал среди фотоувеличителей, рос в этой среде, видя и «впитывая» в себя всю эту «кухню», ставшую впоследствии его большим увлечением. Возможно, именно поэтому у Юрия развилась тяга именно к «старым» методам съемки.

— Самые любимые фотографии — это те, которые я еще не снял. Если я смотрю на фотографию, которую я сделал, и она мне нравится, — хорошая, наверное, фотография. Но больше западает в сердце то, что не снял, то, что хочу снять, или то, что не получилось снять. Это самое страшное: задумка была отличнейшая — и ничего не получилось. Да и с пленкой тут еще дело «такое» — дня два, пока пленка не проявится и ты не увидишь свои фотографии, ты живешь в догадках: а что же я наснимал? Это еще один повод снимать на пленку, потому что это приятное все-таки ощущение. А если так (при съемке на цифровой фотоаппарат — авт.) — сразу посмотрел на экранчик, оно неинтересно. Ты просто ходишь несколько дней под этим впечатлением. Если ничего не получилось, берешь еще несколько катушек в карман — и идешь снова снимать. Некоторые кадры из этой выставки я снимал четыре раза — выезжал в заброшенные кинотеатры, и снимал, снимал, снимал… Четыре ночи…

За плечами у Юрия — три персональные выставки. И, кстати, нынешняя николаевская — «Вкус ночи» — первый опыт экспонирования за пределами Одессы. Отвечая на вопрос, почему для проведения первой выставки «вне родных стен» был выбран именно Николаев, Юрий сказал, что здесь живут друзья, и Николаев, по его мнению, «в принципе город хороших людей»…