Из Кремля во Владимир: золото императоров ослепило горожан

Золотая цепь в палец толщиной, инкрустированные стразами мобильные телефоны, усыпанные бриллиантами поводки для собак — это предполагаемые экспонаты ювелирного музея будущего. А чем украшала себя элита 19 века и какие изделия были популярны среди российских аристократов? Анна Хромова увидела, какую экспозицию готовят для владимирцев сотрудники московского Кремля.

От ампира до модерна — стили и вкусы в 19 веке менялись стремительно. На соседних витринах здесь уживаются и сентиментальные броши с обрамленными бриллиантами пучками волос, и посуда в стиле модерн. Открывает выставку подборка драгоценных камей от императрицы Марии Федоровны.

Светлана КОВАРСКАЯ, СТАРШИЙ НАУЧНЫЙ СОТРУДНИК МУЗЕЕВ МОСКОВСКОГО КРЕМЛЯ: «Это императрица Екатерина Вторая, дети, Александр, Константин, Мария, Елена. Здесь можно видеть и камея литик — это камея на стекле, и золотая круглая табакерка, на которой изображены шесть портретов ее детей — легкий красивый карандаш».

Художница и медальер, академик берлинской академии художеств — невестка Екатерины II переняла ее увлечение драгоценными камнями и коллекционированием. Традиционные образы получили современные формы. Ковши, кадки и плетеные короба приобрели декоративный вид. Ну и чуть-чуть экзотики — орнаменты в виде змей и птиц.

Светлана КОВАРСКАЯ, СТАРШИЙ НАУЧНЫЙ СОТРУДНИК МУЗЕЕВ МОСКОВСКОГО КРЕМЛЯ: «Модны крестьянские мотивы — пожалуйста, на портсигарах, на сумках, на кошельках вы можете видеть сцену тройки, бегущей с ездоками».

Но самый сильный отпечаток на ювелирных работах 19 века оставила, конечно, война с Наполеоном. Вот блюдо предводителя казачества генерала Платова — оно хранит множество исторических отметин.

Мария САРЫЧЕВА, НАУЧНЫЙ СОТРУДНИК МУЗЕЕВ МОСКОВСКОГО КРЕМЛЯ: «Это птица аист — аист в одной лапе держит ядро. И вот аист этот не может заснуть. Как только он засыпает, ядро падает из его лапы и он тут же просыпается. Это будит его. То есть тоже — всю свою жизнь атаман Платов воюет, защищает свое отечество».

Уже к середине 19 века сразу несколько отечественных ювелирных заводов получили мировое признание, а новые технологии поставили производство ювелирки на широкую ногу. Золото века 20-го — это в массе своей ширпотреб в угоду потребителю, но не без шедевров, разумеется. И конечно, было бы интересно заглянуть в музей будущего — подсмотреть, какую историю наших дней пишут ювелиры, отливая, чеканя и гравируя драгоценности для современной элиты.