Французский художник покинул Сибирь без шубы. Конечно, фабрис Ибер надеется обрести бессмертие

«Нет, вы посмотрите! Тут нормальному человеку можно с ума сойти! Я бы за это новое искусство в Сибирь ссылал!» — выходил из себя персонаж рассказа Аверченко «На французской выставке за сто лет». Ну, прямо про нас, сегодняшних! Французский художник-экспериментатор Фабрис Ибер разместил арт-экспозицию «Бессмертные» в Красноярском музейном центре. Выставка ждала своего часа и спонсора с середины года. Наконец министерство культуры выделило средства из регионального бюджета, и два яруса музейного пространства украсили плоды фантазии г-на Ибера. На открытии экспозиции, «рекомендованной для семейного просмотра», культурный министр и художник обменялись ворохом любезностей. Первый объявил визит второго событием европейского масштаба.

Стены украшали огромные полотна с резанными пополам телами: интеллект и сердце — отдельно, детородный орган — отдельно. В полутьме коридоров пугали зелёные человечки с аккуратными дырочками в интересных местах. Вертящаяся волчком искусственная ёлочка в горшке временами всхрапывала, вгоняя в дрожь зазевавшихся посетителей.

Одну залу украсила живописная фигура в человеческий рост, составленная из овощей и фруктов. «Он что, это с собой из Франции вёз?!» — ахнула дама в возрасте, не замечая, что слагаемые имеют вид «made in China», свойственный местному прилавку. Пенсионерка пощупала взглядом вегетарианца, прикидывая, сколько кастрюль борща можно было бы наварить… «Да, это не Сальвадор Дали!» — громко объявила она, потеряв аппетит.

С этими мыслями я подошла к 49-летнему создателю «Бессмертных» — невысокому, щуплому, седеющему человеку со статью Наполеона.

— Да, конечно. Мне приносит это большие деньги. Везде в мире. В России уже есть купленные мои коллекции.

— Самым безрассудным я мог бы назвать покупку угодий своего детства. Там я вырубил лес и насадил 10 тысяч фруктовых деревьев… Я был неспокойным ребёнком. Всё время думал, как поразить близких. Около дома была маленькая речка, и я обожал забраться в эту речку и делать там всякие перегородки, чтобы получилась ГЭС. И домой возвращался весь в грязи.

— Матрёшка! Чайковский! Малевич! Малевич со своим «Чёрным квадратом» — это вообще создатель телевидения.

— Я хотел бы привезти шубу, — не понял вопроса г-н Ибер, — но, к сожалению, все шубы, которые я здесь нашёл, сделаны в Китае. А в Россию? Тёплые вещи, конечно.