Жанна Васильева

Неизвестный художник начала ХХ в. Сезон круглый год. Фото: www.tretyakovgallery.ru

Выставка «Неактуальная реклама. Русский плакат начала ХХ века» в Третьяковской галерее практически впервые представляет публике около 100 раритетов (в том числе работы Константина Сомова, Леона Бакста, Сергея Судейкина, Константина Коровина, Виктора и Аполлинария Васнецовых, Михаила Ларионова), которые пришли в музей в основном из двух знаменитых коллекций.

Одна принадлежала художнику Михаилу Ларионову, который был страстным коллекционером тиражной графики, и была передана в дар Третьяковской галереей по завещанию его второй жены Александры Клавдиевны Томилиной в 1989 году. Другая связана с именем собирателя плакатов и экслибрисов Ф.Ф.Федорова, его коллекция оказалась в ГТГ в 1933 году. Иначе говоря, в основу выставки легли собрания художника и библиофила. Это отчасти объясняет, почему на выставке большинство работ связано с художественной, театральной, издательской, социальной жизнью, но отнюдь не с рекламой товаров. Отчасти, но все же не совсем.

Скажем, на выставке французской афиши конца XIX века, которую показывал ГМИИ им. А.С.Пушкина в 2006 году, преобладали как раз постеры с рекламой велосипедов и шин, зубной пасты и консервы сардин… Русские художники хорошо знали французские постеры. Хотя бы потому, что в 1897 году в Петербурге, Москве, Киеве была показана первая международная выставка плаката, на которой можно было увидеть среди прочих и работы Альфонса Мухи, Анри Тулуз де Лотрека… Кстати, плакат, оповещающий об этом событии, можно увидеть в экспозиции. После этой выставки 1897 года работать в низком «бульварном» жанре плаката не считают зазорным работать лучшие русские художники: от Коровина и Билибина до Ларионовой и Гончаровой.

Тем любопытнее, что плакат в России начала ХХ века, в сущности, почти не несет следов «низкого» происхождения. Он заявляет о себе прежде всего как явление искусства. Одно из свидетельств тому — эскиз Сомова к выставке «Русских и финляндских художников» 1897 года, где впервые показали свои работы мастера «Мира искусства».

В отличие от французского, плакат в России не был ориентирован на фланёров, прогуливающихся по французским бульварам. Бульвары другие, да и публика не та. Его целевая аудитория не покупатель, а образованное сословие, которое нужно заинтересовать культурным событием.

Как следствие, плакат дистанцируется от лубка, который всегда был адресован «массам», а поначалу гораздо ближе к книжной иллюстрации. Он может быть изысканно-утонченным, как у Сомова или Феофилактова (который рекламировал подписку на журнал «Золотое Руно» 1900 года), может быть стилизован под вязь древних рукописей. Фактически некоторые плакаты, как, например, афиша Билибина к концерту «Духовных песнопений в Московской консерватории» (1910), и выстраиваются, как книжная страница. Когда речь идет о благотворительном базаре в 1914 году, Васнецов рисует русского витязя, борющегося со Змеем Горынычем, а сбоку пускает столбец плотного текста. Интересно, что тот же опыт создания книги, но уже футуристической, можно обнаружить в афишах Ларионова, который он делал в Париже 1921 года для доклада Ильи Зданевича о новой поэзии.

Многие художники приносят в плакат опыт театральной декорации. Судейкин превращает афишу карнавала Русского охотничьего клуба (1914) в модель декорации, со сценой, масками и кукольными персонажами. Пять лет спустя в Тифлисе плакаты Судейкина окажутся единственным оформлением поэтического вечера футуриста Василия Каменского. Плакаты сыграют одновременно роль ширм и… все той же книжной иллюстрации с поэтическими строками. А уникальные плакаты Бакста к спектаклю «Мученичество Св.Себастьяна», который ставила Ида Рубинштенй в Париже в 1911, похожи на яркие эскизы театральных костюмов — в рост человека.