Гул недетской фантазии

эффектные ракурсы очень ценятся) и выуживают из воображения несуществующих существ в свободное от работы время. До обидного часто искусство комикса сводится к воспроизводству композиционных штампов, сформировавшихся в эталонной японской или американской традиции.

Как в любой субкультуре, тут довлеет канон, особенно в манге: знатоки придирчиво и строго определяют авторов на«соответствие», правильно ли персонажи выражают эмоции, достаточно ли велики у них глаза. Сюжеты отечественные комиксисты предпочитают все больше оторванные от жизни: рисование комикса ? отличный способ погрузиться в фантазийную дрему, будь то цветной мир хорошеньких,«кавайных» существ, как, например, в комиксе«Апельсиновый полосатик» Ядвиги Чеховской, или, к примеру, благородных говорящих волков, как в«Волчьей саге» Елены Skitalets и Тамары Muha Бояринцевой, ну или лупоглазых сверхдинамичных полуроботов, как в работе TshepakЕвгения Гордеева.

Но среди разгула фэнтези и полудетских хохм(вроде девяти способов отнять у вороны сыр по мотивам басни Крылова) в этом году на«КомМиссии» нашлось место для реальности. Был проведен круглый стол«Комикс про социальное», планируется лекция о политическом комиксе и ряд мастер-классов по рисованию социальных комиксов, а в конкурсе показали«Урок рисования»Виктории Ломаско. Это документальный комикс о содержащихся в колонии мальчиках, у которых художница как волонтер вела уроки изо. Ломаско, возможно, единственная, кто по-настоящему занимается в России острой сатирической графикой, традиция которой почти совсем угасла. На«КомМиссии» она провела мастер-класс о документальном и репортажном комиксе.

Из всех сопутствующих конкурсу выставок, которые проходят еще и в Российской государственной библиотеке для молодежи, и в Artplay на Яузе, самая интересная, пожалуй, выставка немецкого комикса Comics, Manga & Co. Немецкие комиксисты никогда не оглядывались на американские и японские образцы ? они стоят ближе к европейской газетной карикатуре и мыслят приземленнее: тут меньше спецэффектов, больше юмора, взять хотя бы истории знаменитого Мэвилла, которые страшно увлекательны, хоть и строятся вокруг таких будничных вещей, как старый велосипед.