Заводы – художникам. Конечно, индастри-арт в Украине

«Донецк глазами молодых художников» – такие афиши появились в середине ноября в торгово-развлекательном центре «Донецк-сити». Указатели вели мимо бутиков и кафе в залы с бетонными стенами, металлическими перекрытиями и деревянными перегородками. На четвёртом, пока ещё не отремонтированном этаже центра с 19 ноября по 3 декабря прошла выставка «Арт Пойнт».

«Это лучшая площадка в городе», – считает куратор проекта Людмила Березницкая. Она пригласила 13 художников из Европы и Азии. Живопись, видео и замысловатые инсталляции создавались уже в Донецке. Портрет Сергея Бубки с шестом соседствует с кинозарисовкой о том, как местные парни обмениваются злыми взглядами, а телевизор, из-под которого течёт краска, стоит неподалёку от подвешенной к потолку скульптуры из неоновых ламп. Посетители с бокалами в руках, слегка недоумевая, рассматривают экспонаты. Возле арт-объектов нет табличек с названиями и фамилиями авторов. «Сейчас в мире постепенно отходят от практики подписывать работы», – объясняет г-жа Березницкая.

Зато к чему в мире подошли вплотную, и уже давно, так это к превращению пустующих заводских цехов и даже заброшенных индустриальных районов в арт-центры. Теперь эта тенденция наблюдается и в Украине: колоритные здания неработающих фабрик и заводов, а также недостроенные павильоны торговых центров Киева и Донецка всё чаще превращаются в выставочные площадки. На очереди другие крупные города.

«Может, вам стоит сделать тут постоянно действующую галерею?» – хором предлагали организаторам гости на открытии «Арт Пойнта». Те согласно кивали: мол, подумаем. Правда, если четвёртый этаж «Донецк-сити» и будет превращён в выставочное пространство, то, скорее всего, не дольше чем на полгода – потом его всё равно отдадут под бутики.

Зато точно не будет бутиков в бывшем шлакоблочном цехе донецкого завода «Изоляция». В октябре тут открылась пробная выставка работ пяти молодых украинских художников под названием «Изоляция 2.0». «За два уик-энда экспозицию посмотрели около тысячи человек. Город переполнен слухами, говорят, «там что-то такое происходит», – рассказывает Фокусу арт-директор «Изоляции» Анастасия Буцко.

«Что-то такое» на ближайшие месяцы – это капитальный ремонт. В бетонной коробке стены, железные перекрытия и изъеденные ржавчиной ворота оставят как есть – для создания индустриальной атмосферы. А старые деревянные окна уже поменяли. Теперь проверяют на прочность крышу, чтобы обустроить открытую террасу. На соседнем терриконе уже начали разбивать сад. По проекту, разработанному двумя британскими архитекторами, бывший цех не просто станет арт-центром – вся огромная территория вокруг здания превратится в парк. Напоминать об индустриальном прошлом будут лишь разбросанные повсюду металлические конструкции, дымящие трубы других заводских цехов, а также вырезанный из металлической пластины олень. Его смастерил и установил на терриконе безымянный сотрудник завода ещё в 1986 году. Фигуру несколько раз крали и пытались сдать на металлолом, но всякий раз олень «возвращался».

Завершить ремонт в «Изоляции» планируют к апрелю следующего года, именно на это время намечено официальное открытие. «Поддерживая интригу, мы пока держим в секрете информацию о первой выставке, – говорит Анастасия Буцко. – Но жанровых и национальных ограничений на ней не будет. Мы хотим преодолеть зацикленность на Западной Европе и Северной Америке, ведь сегодня самое интересное возникает в диалоге с Латинской Америкой, Африкой и Индией».

«А что там продаётся?» – отвечает вопросом на вопрос охранник киевского торгово-развлекательного центра «Большевик», если у него поинтересоваться, как пройти в арт-центр «Я. Гретера». «Место пока не очень раскрученное», – жалуется директор «Я. Гретера» Лилия Тимошенко. Впрочем, планов у неё громадьё. На трёх этажах уже работает галерея. На пятом этаже разместилось арт-кафе. Одно крыло будет отдано под мастерские для художников.

«До кризиса это помещение должны были заполнить бутики, – рассказывает г-жа Тимошенко. – Но, видимо, желающих так и не нашли, поэтому наш собственник решил перестроить этот блок под искусство». После ремонта остались белые бетонные стены, зато появилась узкая винтовая лестница и эффектная отделка из стекла и металла. В начале декабря в арт-центре откроется уже третья экспозиция – сольный проект Александра Сухолита. Продумывая план выставок, Лилии Тимошенко приходится искать компромисс: открывался «Я. Гретера» выставкой контемпорари-арта, затем здесь выставляли антикварную классику. «Нашему владельцу нравятся картины вроде тех, что продаются на Андреевском спуске, – объясняет она. – Вот нам и приходится балансировать».

«Я. Гретера» – не первый киевский арт-центр, осваивающий новые территории. Несколько лет назад бывшее заводское помещение начала использовать столичная галерея «Цех». Индустриальным прошлым может похвастать и «Мистецький арсенал» – в начале октября здесь открылось ещё одно крыло. Обустраивать завод под гигантский центр искусств решил и организатор «ГогольФеста» Влад Троицкий. Для своего детища он облюбовал пять гектаров территории Экспериментально-механического завода в киевской промзоне Выдубичи.

Виды на заводские цеха были и у организаторов проекта «Украинский павильон» в Днепропетровске. Масштабная выставка отечественного актуального искусства – более двух сотен работ 45 художников – планировалась на октябрь, однако в последний момент её организаторы не смогли договориться со спонсорами. Поэтому идея переросла в книгу-каталог, возможно, состоится и большой выставочный тур. Пока арт-тур по заброшенным заводским зданиям ещё только планируется, его куратор Марина Щербенко занимается другими проектами. «В середине декабря мы откроем некоммерческую выставку фото и видеоработ», – сообщила она Фокусу . Причём осваивать ей предстоит не менее колоритное, чем заводской цех, пространство. «Нам отдадут 500 квадратных метров пустующего паркинга и весь первый этаж в неотремонтированном офисном здании на киевской Воздвиженке», – с воодушевлением говорит г-жа Щербенко.