Заслуженная награда: Журналисту Галине Микеладзе назначена президентская пенсия – ФОТО

Одной из знаковых фигур отечественной печати, заслуженному журналисту, лауреату премии Зардаби Галине Алекперовне Микеладзе за особые заслуги и в связи с 140-летним юбилеем национальной печати распоряжением Президента Азербайджана Ильхама Алиева назначена президентская пенсия. 

Порой просто поражаешься тому органичному, счастливому союзу, объединившему эту яркую личность с избранной ею же профессией. Искусство журналистики обогатилось творениями Галины Алекперовны, которая, в свою очередь, обрела неиссякаемый источник, дарящий, несмотря ни на какие превратности судьбы, вдохновение и особое состояние души, стимулирующий желание жить, работать, помогающий ощущать пульс современной эпохи.

Многое поражает в Галине Алекперовне, и прежде всего – широта ее интересов, гиперактивная реакция на происходящие события и ответственность за их незамедлительное освещение. Она пишет о… Нет, легче сказать, о чем она не пишет! При такой профессиональной продуктивности в круг творческих интересов этого уважаемого журналиста-патриота, искренне гордого за свою страну и соотечественников, входят исключительно достойные личности, ее интересуют судьбоносные события республики и никогда – погоня за сенсациями, громкими именами. 

Их много в ее творчестве. Они люди разных профессий, характеров, широкого возрастного диапазона, но главное – автору удается словесно воссоздать их характерность, яркую индивидуальность. Конечно, чтобы достичь такой убедительности, необходимо уметь «проникать» в мир идей и чувств героев своих публикаций. 

Благодаря такому ценному качеству Г.Микеладзе предоставляет читателям замечательную возможность лучше узнать общегражданскую значимость легендарных исторических личностей. Таких, как Фиридун бек Кочарлинский, чьи потрясающие гражданские усилия, как и факт его безжалостного расстрела большевиками, долгие годы замалчивались в нашей стране. Как Джалил Мамедкулизаде, Мустафа бек Топчибашев, Шамиль Фатуллаев-Фигаров и другие. 

Так уж устроен этот человек, что и небольших, практически детских впечатлений и познаний о музыкальной грамоте, спектаклях ТЮЗа и Театра оперы и балета ей хватило, чтобы с годами достаточно профессионально рецензировать в печати серьезные спектакли и события музыкальной культуры Азербайджана, освещать многообразную деятельность творческих союзов страны. 

Она признается, что «посчитала за честь брать по разным поводам интервью у талантливейшего композитора современности, председателя Союза композиторов Франгиз Ализаде», освещать знаковые мероприятия этой творческой организации. Очерки об ученом-исследователе Нэрмин Таирзаде, беседы с руководителями государственных музеев – академиками Наилей Велиханлы, Рафаэлем Гусейновым, профессором Ройей Тагиевой, заслуженным работником культуры Аллой Байрамовой, – могут служить подспорьем в глубоком изучении истории Азербайджана.

Журналист признается: «Я ощутила чувство удовлетворения и от интервью с известным журналистом, депутатом Милли меджлиса Эльмирой Ахундовой – автором эпопеи «Роман без вымысла», посвященной общенациональному лидеру Гейдару Алиеву. Благоговение испытывала, пытая своими вопросами выдающегося дирижера Рауфа Абдуллаева, известного дипломата Рамиза Абуталыбова, первооткрывателей кафедры органной музыки БМА во главе с Таирой Якубовой, рецензируя книгу писателя-философа Гюльрух Алибейли, беседуя на волнующие меня и общество в целом темы с омбудсменом Эльмирой Сулеймановой. Не переставая восхищаться людьми, заслужившими право быть достойными стать «брендом» своей страны».

Есть в Галине Алекперовне ценная природная особенность: ее память на генетическом уровне откладывает впечатления от окружающего мира. Здесь все как на золотом прииске: ненужное, сомнительное, не имеющее своего подтверждения – безжалостно отсеивается, оставляя для читателей самое интересное, захватывающее, неординарное. В этом – одна из основных причин узнаваемости творческого почерка Галины Микеладзе, которой, бесспорно, можно присвоить неформальное звание «иконы журналистского стиля». 

Не исключая вопроса «не слишком ли?», сразу же однозначно отвечаешь «нет!», имея в виду одно из уникальных свойств этого журналиста. Английскому литературному критику ХХ века Сирилу Вернону Конолли принадлежит знаменитый афоризм, претендующий на аксиому: «Литература – это то, что может читаться дважды; журналистика – один раз». О публикациях Галины Микеладзе такого не скажешь – каждая отражает энциклопедический багаж знаний автора, мастерство литературного портретиста или художника-«баталиста», воссоздающего масштабные событийные картины, где обязательно присутствует личный оценочный взгляд автора, отражающий особенность момента и обращенный в перспективу. 

Это явно видишь, когда читаешь или просто просматриваешь с десяток книг Г.Микеладзе, в которые она объединяет статьи разных лет, как бы приглашая к ретроспективе, обнаруживающей, что даже написанные ею когда-то на «злобу дня» материалы сохраняют на бессрочное время актуальность и привлекательность для самого широкого читателя. Не в этом ли еще одно уникальное свойство творческого почерка Г.Микеладзе, в которое писатель-публицист Эльмира Ахундова в статье «Полномочие профессионализма» объединяет «великолепный опыт, отточенность пера, зоркость обобщающего взгляда и характер»? 

Подчеркивая, что сегодня Галина ханым находится на пике профессионализма, Э.Ахундова говорит, что «он и дает этому журналисту право на собственные, нередко достаточно острые, критичные и принципиальные суждения».

Богатый жизненный и профессиональный опыт Галины Алекперовны складывался не только на волне юношеских и профессиональных эмоций. Он начинался с трагических для страны и семьи событий, которые, быть может, закалили ее природный оптимизм, обогатили безграничной любовью к профессии, обострившей внимание к окружающему миру и людским судьбам. Профессии, оказавшей благотворное влияние на творческий настрой и провоцирующей потенциал этой незаурядной личности на творческую работу. 

Невозможно без волнения читать автобиографическую повесть «Мое время», в которой Галина ханым с документальной точностью повествует о репрессиях 30-х годов, жертвой которых стал и ее отец – Алекпер Алиашраф оглу Алиев. 

Рассказывая на страницах книги о трагедии своей семьи, о рано ушедшей из жизни маме, о тех, кто с легкостью обрекал безвинных жертв строя на смерть и унижения, и тех, кто в трудные времена протягивал им руку помощи, Галина Алекперовна создала правдивое документальное произведение, обличающее страшное в истории страны Советов время. 

Как святыню более 75 лет она хранит крохотные листочки папиросной бумаги, на которых в вагоне-теплушке по дороге на Колыму ее отец писал и отсылал в Баку письма. Эти послания — свидетельство высокого человеколюбия. А как иначе назвать действия людей, которые, рискуя собственной свободой, а может быть и жизнью, подбирали выброшенные из окон вагонов свернутые в трубочки «папиросные» письма и доносили их до почтового ящика. Эти весточки были о том, что «вот пока жив, бодр, способен любоваться красотами природы, увиденными из окна теплушки. 

Каждая страница, каждая глава «Моего времени» прочувствована, согрета, оплакана автором книги. А для нас – читателей – это еще и просто уникальная возможность познакомиться с маленькойдевочкой Галочкой, взрослевшей в горниле испытаний вместе со своим временем.

Решение после окончания средней школы продолжить учебу в Москве для нее, жившей с мамой на гроши в статусе «вражеского отродья» (по выражению вселившегося в их квартиру соседа), явно можно было назвать парадоксальным! Но как было отказаться от возможности, позволявшей азербайджанцам сдавать в Баку вступительные экзамены в московские вузы на выбор, если о репрессированном отце никто вроде бы не напоминал. 

В органах знали, что Алекпер Алиев скончался в 1941 году, хотя семье этого не сообщали долгих четыре года, пока ни вышел срок «официального приговора «Особого совещания», а акт о полной и безоговорочной реабилитации появится еще семь лет спустя, в 1956-м. Помня, как Алекпер любил свою доченьку, каким рисовал ее будущее, мама Галочки – человек, закалившийся в преодолении трудностей, нашла выход из положения. Решили, что ее 500-рублевую зарплату разделят пополам. Дочь получит еще и 200 рублей стипендии, а мама подработает иголкой – сослуживцы, соседи часто просили ее переделать устаревшие вещи или сшить незамысловатую обновку.

«Специальность я выбрала спонтанно, практически случайно, но по сей день считаю этот выбор подарком судьбы, — рассказывает Галина ханым. – На литературное отделение РИФа — Редакционно-издательского факультета Московского полиграфического института, кроме нас, «нацменов», были зачислены исключительно самые образованные и целеустремленные выпускники московских школ, выдержавшие сложнейший конкурс.

Преподавали же там представители знаменитой московской элиты языковедов — лучшие из авторов учебников и первые величиныв науке о «заглавном предмете» – редактировании, готовившие специалистов, которым доверялась судьба всей художественной и политической литературы. Ежедневно к нам в аудиторию входили авторы известных учебников, словарей, справочников: Д.Э.Розенталь, К.И.Былинский, С.Е.Крючков, М.В.Светлаев, В.А.Мамонов, М.В.Урнов, Е.В.Кучборская и другие. Общение с такими корифеями в среде сосредоточенных, любознательных сокурсников не позволяло расслабляться, стимулировало к знаниям, оттачивало вкус, вырабатывало целеустремленность и ответственность.

Учеба на этом факультете дала мне глубокое понимание разницы между теми, кто пишет, и теми, кто рецензирует, дает произведению путевку в жизнь. Редактор должен, детально зная особенности структуры произведения от романа до газетной заметки, видеть его единым целым и в то же время чувствовать роль каждого слова в строке. Такая установка всегда отличает мое видение себя в специальности». 

Не случайно читатели чувствуют, как Галине Микеладзе всегда хочется «прокомментировать», разъяснить в деталях каждую информацию, каждую посылку публикуемой заметки.Выступая недавно на встрече с читателями, она назвала одну из тем своей курсовой работы, которая как бы объясняет метод ее общения с читателями. «Анализ приемов раскрытия образов в повести детского писателя Н.Носова «Витя Малеев в школе и дома» требовал от студентки умения так воспринять популярнейшую книгу, чтобы обнаружить способность стать ее авторитетным рецензентом и редактором, правку которого с готовностью и благодарностью примет и маститый автор.

Такой пример помогает понять цель и стиль подготовки профессионалов в том вузе и по данной специальности. Это подтвердилось и при выборе темы дипломной работы – никакой формальности, облегченности и торопливости – только хорошо знакомая, близкая, глубоко интересная исследовательская работа с пользой на всю жизнь. Ей не только позволили, но и похвалили за то, что готова была анализировать редакторские усилия маститых авторов серьезных монографий о мастерах Ленинградского балета – области искусства, которая с юных лет вместе с другими образцами культуры «участвовала» в формировании художественного кредо девушки. 

Диплом Галина Алекперовна защищала как студентка факультета журналистики МГУ имени М.В.Ломоносова, частью которого в 1952 году стал РИФ. А профессиональную деятельность начала в должности редактора Издательства Союза писателей Грузии, затем работала в Издательстве Академии наук Азербайджана. 

С конца 1959 года началось ее сотрудничество со старейшей республиканской газетой «Бакинский рабочий». В 1964 году с одобрения ЦК Компартии Азербайджана зарекомендовавшая себя вдумчивым, ответственным журналистом Галина Микеладзе была выдвинута на должность собственного корреспондента всесоюзной газеты «Советская торговля» по Азербайджану и Туркмении, скоро став заведующей ее закавказским корпунктом, дислоцировавшимся в Тбилиси. На этой должности она проработала 23 года, пройдя серьезную школу практического журналиста, изучающего и освещающего проблемы экономики. Тогда же (в 1985 году) была удостоена почетного звания «Заслуженный журналист Грузии».

С тех пор, как Азербайджан обрел независимость, Галина Микеладзе 22 года работает в СМИ родной страны. 13 из них она отдала газете «Гюнай», где в должностизаместителя главного редактора по собственной инициативе выполняла обязанности заведующего отделом культуры. 

Ее многочисленные статьи по различным вопросам жизнедеятельности общества с вызывающим уважение постоянством появляются в печати, продолжая радовать интересными темами и отсутствием штампов. 

Сегодня имя Галины Микеладзе приравнивается к таким понятиям, как высокий профессионализм, совесть журналистики. Опубликованные на сайте 1news.az, в газетах «Каспiй», «Азербайджанские известия», «Мир литературы», «Азербайджанский конгресс», журналах «Азербайджан гадыны», «Status», «Fortuna», «IRS. Наследие» и других изданиях очерки, интервью, рецензии и заметки этого неутомимого журналиста воспринимаются как культурная панорама, летопись современного Азербайджана. 

Галину Алекперовну знает вся интеллигенция города Баку, о многих представителях которой она написала яркие, содержательные статьи-портреты, очерки, интервью, рецензии, заметки, теперь уже собранные ею в с завидным постоянством издаваемых книгах с названиями, определяющими отношение автора к людям и к жизни: «С любовью к людям», «Глазами журналиста», «Пророки есть в отечестве моем», «Мой Азербайджан», «Люблю… и смело говорю об этом…», «Панорама Азербайджана», «Миссия женщины» и «Балет Азербайджана»…

Все, кому выпала огромная удача быть знакомыми с Галиной Алекперовной, знают о любви всей ее жизни – балете. Надо ли удивляться, что именно она, не ставя перед собой такой цели, как-то невольно, по зову души и сердца, стала автором написанной со знанием предмета летописи славного пути национального балета – от зарождения хореографической школы до наших дней.

«Я люблю балет. Мне кажется, что я любила его всегда – дух семейных традиций, особого внимания к самому широкому образованию никогда не покидал меня, — признается Галина Алекперовна. — Затаив дыхание, отключившись от всего суетного, я смотрела на сцену… В период моего детства ТЮЗ манил своим высочайшим уровнем в выборе авторов, тематики. В спектаклях блистали выдающиеся актеры-бессребреники, которым очень тяжело жилось материально. Не ошибусь, если скажу, что нигде, пожалуй, не ставили такого «Ревизора», такого «Недоросля», как на сцене нашегоТЮЗа, оперного театра, завсегдатаем которого вместе с одноклассницами я стала примерно с пятого класса, куда мы ходили одни, без родителей.

Оглядываясь в то далеко, невольно думаю о том, что наше поколение росло в сложное время, но мы должны быть горды, что никакие обстоятельства не уничтожили в нас интереса к искусству. Наоборот! Мы с особым трепетным чувством смотрели драматические, балетные, оперные постановки, восхищались мастерством на…

Источник: