Заработать на искусстве

Интерес к искусству, в том числе на Кубани, растет, но эксперты предупреждают — вероятность получить удовольствие здесь больше, чем возможностей заработать. Деловая газета Юг , Культура

Арт –рынок в России начал формироваться около 20 лет назад, но приобрел более–менее цивилизованные формы в 2000–х гг. Состоятельные люди сегодня проявляют интерес к инвестициям в искусство — это подтвердили все опрошенные «ДГ» банкиры и аналитики фондового рынка. По оценкам экспертов «Инвесткафе», в 2012 г. объем рынка искусства в России составил 5–7 млрд рублей. Показатель, на первый взгляд, значительный, но это существенно меньше объема торгов на фондовом рынке (годовой объем торгов ММВБ за 2012 г. составил 369,7 трлн рублей).

Арт –рынок сосредоточен в Москве и Петербурге, но, по оценкам экспертов, интерес со стороны региональных покупателей тоже заметен. Так, в этом году антикварный бутик–отель «Бристоль» (откроется осенью) организует в Краснодаре серию закрытых встреч, посвященных антиквариату, современному искусству и классической живописи. Первое мероприятие прошло 30 мая, по словам организаторов, тема вызвала у аудитории живейший интерес.

По данным Владимира Богданова, главного редактора портала по инвестициям в искусство ARTinvestment.ru, в мире на аукционах ежегодно продается порядка 15–20 тыс. произведений русского искусства. «В России, я думаю, армия коллекционеров антиквариата и инвесторов составляет несколько тысяч человек (возможно, 1–2 тыс.), количество серьезных коллекционеров современного искусства идет на сотни (возможно, 200 человек). Дело для России новое, поэтому со временем количество людей с практическим интересом к искусству должно расти», — отмечает Владимир Богданов.

Частные коллекционеры редко афишируют свои имена и род деятельности. Особенно в регионах. Что касается корпоративных коллекций, самые известные у банков Deutsche Bank, UBS, UniCredit Bank. Есть корпоративные собрания и у российских банков. «Часто их отождествляют с собраниями их владельцев, что неправильно, — отмечает Владимир Богданов. — Информацию о своем собрании публикует, например, СДМ–Банк. В прессе есть упоминания о корпоративном собрании банка «Возрождение». Пожалуй, наиболее публичным является собрание российского филиала UniCredit. Они проводят выставки, на которых показывают не только свои вещи, но и работы из собраний своих клиентов. Одну из самых интересных своих выставок UniCredit проводил в Москве в конце прошлого года. Интересно, что одну из работ из собственного собрания банк использовал для оформления своих пластиковых карт элитной серии — такая вот неожиданная польза от корпоративной коллекции».

«Наиболее интересными объектами инвестиций в антикварном сегменте могут выступать, прежде всего, живопись, оружие, книги, монеты, ордена и медали, а также мебель и предметы интерьера, — считает Максим Клягин, аналитик УК «Финам Менеджмент». — Инвестиции в антиквариат и искусство интересны с точки зрения долгосрочных вложений. За последние 15 лет цены на подобные активы выросли в среднем в 10 раз».

По оценкам экспертов, сегодня сектор живописи является наиболее спокойным. А в монетах, орденах и книгах «жизнь бьет ключом». «Например, на аукцион живописи чаще всего приходит 30–50 человек, из которых в зале реально торгуется 5–7 человек. А в монетах и медалях из 50–ти могут торговаться 20 человек. Причем азартно. Примерно то же самое можно наблюдать на книжных аукционах — в этом секторе покупатели тоже очень активны», — отмечает Владимир Богданов. 2011 и 2012 гг. были самыми успешными на мировом арт–рынке. В России ситуация несколько иная, рынок развивается менее динамично, но, с оглядкой на Запад, эксперты дают «умеренно–оптимистичный» прогноз.

Купить произведения искусства — не всем по карману, но большинство инвесторов могут прикоснуться к прекрасному в рамках закрытых ПИФов. В реестре паевых инвестиционных фондов по состоянию на 1 мая 2013 г. числится семь ПИФов художественных ценностей. Например, ПИФ «Атланта–Арт» владеет реальной коллекцией работ русского художника Карла Брюллова.

Благодаря аккумулированию значительных средств, ПИФы способны инвестировать в привлекательные предметы искусства, стоимость которых часто превышает 30 млн рублей. «Стоимость пая в некоторых случаях может составлять менее 500 тыс. рублей, что относительно доступно для частного инвестора, — отмечает Тимур Нигматуллин, аналитик «Инвесткафе». — С ростом доходов населения будет увеличиваться спрос на подобные инвестиционные продукты, но вряд ли они станут сопоставимы по объемам торгов с фондовым рынком. У художественных ценностей сложно определить стоимость и существуют явные проблемы с ликвидностью».

Многие эксперты говорят, что встречаются в Москве и Петербурге с кубанскими коллекционерами и дилерами. В отношении развития арт–рынка Кубань не выделяется из списка регионов, рынок, как и везде, считается «провинциальным» (см. интервью на стр. 12–13).

Полгода назад в Адыгее открылся интернет–проект «Арт Фронт» (арт–фронт.рф), объединяющий художников Адыгеи. На этой площадке они выставляют на продажу свои картины, а также предлагают свои услуги. Как рассказала руководитель проекта Нина Шахвердян, покупатели юга России обращаются к художникам в основном для бытовых целей: заказывают роспись стен домов, культурных и развлекательных центров, покупают картины для украшения дома. Бывает, что заказывают портрет или приобретают картину в подарок. Стоимость картин — от 5 до 300 тыс. рублей. «Произведения искусства ввиду общего социального развития общества не являются товарами первой необходимости», — говорит Нина Шахвердян.

В Краснодаре работает 14 галерей, в которых проходят выставки и где можно приобрести понравившуюся работу. Как говорят сотрудники этих заведений, покупка картины у них — все еще редкость. По словам Елены Калашниковой, директора галереи «Арт–Союз», задача этого учреждения — не бизнес, а просвещение. На 24 выставках, которые проходят каждый год, объем продаж выставленных работ исчисляется единицами. Коллекционеров на Кубани тоже можно перечесть по пальцам, отмечает она. По словам Елены Калашниковой, среди кубанских художников есть востребованные авторы, в том числе с мировой известностью. Но их немного — с десяток.

«В России всего 1% экономически активного населения инвестирует в фондовый рынок (в США — 59%, в Китае — 8%). В регионах же доля инвесторов еще ниже. Перед повышением спроса на нестандартные инвестиционные инструменты необходимо увеличение инвестиций населения в более простые продукты», — подводит итог Тимур Нигматуллин, аналитик «Инвесткафе».

Источник: