Восточно-Сибирская правда

Открытие уникальной галереи самобытного художника – нашего земляка Петра Турчанинова ожидается в Иркутске. Знакомо ли вам это имя? Вполне вероятно, что нет.

Галерея Петра Андреевича Турчанинова открывается при поддержке ректора Байкальского государственного университета экономики и права М. Винокурова в одном из красивейших зданий в центре Иркутска – в культурно-досуговом центре «Художественный».

Деятельность Петра Турчанинова представляет одну из белых страниц художественной культуры Сибири. Это был мастер, обладающий огромным талантом и творческим потенциалом, оставивший нам богатейшее наследие. К сожалению, художник не добился признания при жизни и не был понят своими современниками, и только сегодня он предстаёт перед нами во всём блеске своей одарённости и профессионализма.

Главным достоинством галереи является то, что коллекция сохранилась целиком: при жизни Турчанинов мало продавал свои работы и даже редко кому их показывал, поэтому открытие выставки станет настоящей сенсацией. Сейчас в экспозиции находится лишь часть работ, остальные после завершения реставрации через несколько месяцев в полном объёме будут размещены в экспозиции галереи.

Для каждого художника большое значение имеют истоки творчества. Пётр Турчанинов первоначальное художественное образование получил в иркутском училище. Причём судьба распорядилась так, что его обучение было прервано призывом в армию на Тихоокеанский флот. После демобилизации в 1957 году он восстановился на третий курс, на котором преподавал Глеб Богданов, приехавший в Иркутск сразу после окончания Харьков-ского государственного художественного института. В этот период в жизни училища царила удивительная атмосфера творческого азарта. Установилась тесная связь с Союзом профессиональных художников, организовывались выездные пленэры на Байкал, совместно с педагогами ставились постановки в духе Серова и Сурикова. Из рук в руки студенты передавали фотографии с работ Николая Фешина и импрессионистов, которые тогда считались запрещёнными художниками.

Дарование Петра Турчанинова стремительно раскрывалось как в живописи, так и в рисунке и композиции. Ещё будучи студентом, он стал принимать участие в профессиональных выставках иркутских художников, а его дипломная работа произвела настоящий фурор в творческой среде. Даже ранние работы художника покоряют своей зрелостью. Например, портрет сибиряка выполнен в лучших традициях русского реалистического искусства. В нём ощущаются демократические тенденции, присущие полотнам художников-передвижников, а по глубине психологической характеристики его можно сравнить с картинами В.И. Сурикова. Портрет интересно оранжирован по цвету. Благородный серебристо-серый колорит картины оживляет ярко-красное пятно шарфа. Мастерски широким мазком написана бело-охристая собачья шуба.

Радостью жизни пронизан портрет девушки, освещённой солнцем. Смело и уверенно крупной кистью вылеплены складки белой одежды на свету и лицо под тенью кокетливой шляпки. Здесь от сложного серебристого колорита художник переходит к ярким, почти открытым цветам: зелёная трава, камни у воды – всё это передаёт атмосферу  короткого знойного сибирского лета. Именно в этот период закладывается мастерство сюжетной композиции и пейзажного этюда, которые Турчанинов будет продолжать все последующие годы.

После блестящей защиты диплома Пётр Турчанинов решает учиться дальше и, успешно сдав вступительные экзамены, поступает в Московский институт им. Сурикова. Вскоре он становится признанным лидером на курсе, получает высокие оценки, будучи застенчивым и скромным, он тем не менее завоёвывает большой авторитет у сокурсников. Молодой художник с упоением всё своё свободное время проводит в музеях и выставочных залах. Сохранившиеся дневниковые записи тех лет свидетельствуют о внимательном изучении старых мастеров, пристальном анализе их творческого метода, поиске новых технологий и материалов.

Но в этот период художник переживает сильное любовное потрясение. Поддавшись непреодолимому желанию бросить всё и от ученичества скорее перейти к самостоятельному творчеству, Турчанинов возвращается в Иркутск.

Здесь он устраивается работать в мастерские Художественного фонда. Бесчисленные заказы по изготовлению наглядной агитации и пропаганды, по оформлению города к политическим праздникам и демонстрациям отнимают время и драгоценные творческие силы. Цензура художественных советов тормозит внедрение новых экспериментальных идей, выставочные комитеты, критикуя его так называемые «формалистические» поиски, не пропускают работы на значительные художественные выставки. И тем не менее Турчанинов именно в этот период создаёт свои самые лучшие вещи. Вместе с Земляницыным, Кузьминым и Костовским он снимает крошечную мастерскую на чердаке Иерусалимской церкви.

В дальнейшем мастер продолжает работать над многофигурными тематическими картинами, среди которых «Переселенцы в Сибири», «Кругобайкальская железная дорога», «Лесоповал», «Каторжане», пишет портреты и огромное количество маленьких пейзажных этюдов Иркутска и его окрестностей. Каждый из них – истинная драгоценность. Небольшой картонный формат работ за счёт мощного энергетического живописного заряда и композиционного решения воспринимается большим монументальным произведением. Художник словно торопится успеть передать слепок своего первого впечатления, найти новый пластический ход и новое образное решение. Автор обладает особым вкусом цвета, колорит его работ то взрывается мощным контрастом света и сочных тонов, то звучит мягко и приглушённо, вызывая чувство любования. Петра Турчанинова можно назвать мастером широкого диапазона. Об этом свидетельствуют тематическое многообразие и стилистические поиски от традиционного реализма через импрессионизм до экспрессионизма. Художнику было интересно работать как в технике живописи, так и уникальной графики, осваивать новые приёмы. Сохранилось большое количество красивейших гуашей, рисунков пером и карандашом, пастелей, работ в смешанной технике с применением металлокрасителей, масла и акварели.

Открытие галереи Петра Андреевича Турчанинова – это подарок нашему городу к приближающемуся 350-летнему юбилею. Программа её работы направлена на решение просветительских и воспитательных задач. Сам факт её существования поможет многим современным любителям изобразительного искусства и начинающим художникам обрести ценностные ориентиры. Этому будет способствовать и восстановление имени интереснейшего самобытного мастера, чьё творчество представляет собой достойный вклад в фонд отечественного искусства.