В Женеве прошел салон современного искусства

С 29 апреля по 3 мая 2011 года в женевском Palexpo прошел очередной международный салон современного искусства Artbygeneve. Новое руководство, отказавшееся от прежнего названия Euroart, продолжило работу по повышению престижа женевского салона, поставив целью вывести его на уровень самых известных международных арт-выставок.

Для этого были резко повышены требования к художественному уровню экспонатов. Из 140 кандидатов к участию в салоне были допущены лишь 40. Больше половины участников пришлось на швейцарские галереи, а также четыре французские, три южнокорейские, две бельгийские и по одной галерее из Голландии, Греции, Израиля и Италии.

В отличие от предыдущих лет на салоне не были представлены художники из России, хотя на проходивших параллельно выставках в местных галереях произведения русских мастеров пользовались успехом. Особенно это относится к красочным полотнам Лаврентия Бруни (галерея Аrtveras) и циклу художественных фотографий «Эмоции» питерского мастера Алексея Титаренко (галерея AD).

Особое внимание организаторы салона уделили в этом году повышению комфорта галеристов, коллекционеров и потенциальных покупателей. Создание клуба или престижного места встреч знатоков изобразительного искусства было объявлено в качестве одной из целей салона. Для ее достижения был коренным образом обновлен интерьер и открыто уютное Cafe des Arts, обслуживавшееся бригадой лучшего женевского шеф-повара Philippe Chevrier (две звезды Мишлен).

Из всех экспонатов по художественной и коммерческой ценности выставленных произведений заметно выделялась амстердамская галерея Kunsthandel Frans Jacobs, специализирующаяся на классиках современного искусства. Эта галерея служила главным магнитом для посетителей.

В Женеву из Амстердама привезли две работы Утрилло (Уголок Монмартра и Пригородная церковь), акварель раннего Пикассо «Корзина с фруктами», ряд интересных работ Матисса, Ван Донгена, Ван Вельде, Хартунга. В центр экспозиции галерея поставила картину Рауля Дюфи «Казино в Ницце». Ну а в свете трагических международных событий самого последнего времени внимание посетителей привлекало предельно строгое полотно «Вдова» Тамары де Лемпика, выполненное в 1924 году.

Из картин современных художников эксперты отмечали серию портретов, выполненных Крэгом Ханна и выставленных галереей Laurence Esnol из парижского квартала Сен-Жермен-де-Пре. Художник родился в 1967 году в Кливленде (штат Огайо) и в свое время увлекался работами Эгона Шиле. В настоящее время Крэг Ханна живет в Париже, где много и плодотворно работает в основном как портретист. Его картины выделяются исключительной выразительностью и необъяснимым воздействием на зрителя. В августе прошлого года с успехом прошла большая персональная выставка художника в престижном выставочном комплексе Парижа «Оранжерея Сената», принесшая ему широкую международную известность.

В этом году постсоветское пространство было представлено на Artbygeneve только специальной экспозицией Армении, которая, кстати, являлась почетным гостем Женевской книжной ярмарки. Экспозиция носила название SIMILACRUM (подражание, подобие, имитация). Она была выполнена к 20-летию независимости страны Нареком Аветисяном, сыном одного из известнейших армянских художников ХХ века Минаса Аветисяна.

Вдохновленный шедевром Вермеера «Девушка с жемчужной серьгой», хранящимся в Королевском музее в Гааге, Нарек Аветисян создал серию из 33 портретов по принципу «как бы написали портрет этой девушки известные мастера прошлого и настоящего, включая современных армянских художников». Портреты были развешены в один ряд очень близко друг к другу по всему периметру зала, что уже способствовало созданию целостного впечатления.

Среди мастеров, удостоившихся подражания, были Леонардо да Винчи, Рембрандт, Рубенс, Босх, Пикассо, Лежэ, Дали, Сезанн, Миро, Шагал, Малевич, Сарьян и даже «неизвестный художник ХХ века» и «неизвестный армянский художник ХХI века».

Искусствоведческие пояснения на нескольких языках давала элегантная госпожа Харатинян, директор департамента современного искусства Министерства культуры Армении. 2 мая экспозицию посетил президент Армении Серж Саркисян, а также Шарль Азнавур, проживающий в Женеве и с 2009 года являющийся постоянным представителем Армении при женевском отделении ООН.

Широко была представлена и художественная фотография, интерес к которой продолжает расти. Это объясняют, в частности, резко повысившимся качеством фотоматериалов и распространением новых технических приемов (размывание изображения, доработка на компьютере, комбинация с живописью и различными материалами). Заметной была экспозиция солидной женевской галереи Cyril Kobler. Феноменально выглядела их серия «Портреты джаза», которую более чем за 30 лет создал Жак Страесл. Она состоит из 400 цветных портретов в полный рост на одинаковом сером фоне, сделанных во время фестивалей джаза в Монтрё. Удивительным образом мастер передает и спокойное величие таких мэтров, как Майлз Дэвис, Каунт Бэйзи или Диззи Гилеспи, и скованность новичков, и общую красочную атмосферу мира джаза.

Еще один фотограф, работающий с этой галереей, – Морис Шобингер – представил серию снимков, сделанных в 2008 году на старейшем металлургическом заводе «Красный Октябрь» в Волгограде. Снимки мастерски воспроизводят нестерпимый жар и грохот в цехах, работающих на устаревшем оборудовании. В 2010 году серия «Сталинград–Волгоград–Память» этого фотографа демонстрировалась в московском парке Победы.

Традиционным участником салона можно считать фирму Caran d’Ache. Если свои авторучки люксовой категории фирма рекламирует на салонах часов и ювелирных изделий, то на Artbygeneve она представила высококачественные краски, специальные карандаши и мелки и демонстрировала технику использования новейших материалов.

Исходя из высказываний галеристов, Artbygeneve-2011 в целом можно считать успешным. Ожидается, однако, что для завоевания международного признания потребуется как минимум три-четыре года, причем при более полном использовании бренда Женевы и имеющихся конкурентных преимуществ.

К таким преимуществам относится традиция проводить салон в те же дни, что и книжная ярмарка, обеспечивающая салону массовую посещаемость и популярность. В том же направлении действует и проходящий одновременно Салон студентов и учебных заведений, в том числе имеющих отношение к искусству. Следует отметить, что с осени 2011 года Цюрихский университет открывает первый в Европе магистерский курс для будущих специалистов по торговле произведениями искусства и сотрудников художественных галерей и аукционов (диплом Art Market Studies).

Отмечается также уже существующая популярность Женевы среди коллекционеров и торговцев картинами, чему способствует наличие в городе более 100 галерей, в том числе таких мультинациональных гигантов, как Galerie d’Opera (Париж), Larry Gаgosian (Нью-Йорк), De Jonckheere (Брюссель). Наконец, важное значение имеет надлежащая инфраструктура в виде многочисленных экспедиторских, страховых, юридических и охранных фирм, свободной таможенной территории (Порто-франко), отелей и т.п.

Все это при поддержке местных властей должно позволить Artbygeneve добиться успехов, как это смогли сделать в свое время женевские салоны автомобилей и часов.