В Петербурге открылась lll Балтийская биеннале современного искусства — АН-online

Большая часть проектов нынешней Балтийской биеннале сосредоточена в Rizzordi Art Foundation. На других площадках можно увидеть отдельные авторские проекты. В Borey Art Gallery – видео-арт финских художников, в AlGallery – выставку работ шведки Ульф Линделл, в Dmitry Semenov Gallery – выставку Йоахима Гранита, также из Швеции, а в Музее-квартире В. Набокова – выставку графики Ольги Биантовской.

О концепции биеннале на её открытии рассказал куратор, арт-критик, научный сотрудник Музея современного искусства имени Дягилева СПбГУ Дмитрий Пиликин.

«Словосочетания «музей современного искусства» и «биеннале современного искусства» вызывает в Петербурге исключительно негативную реакцию. Возможно, это связано с тем, что современное искусство часто выливалось в инициативы, которые к искусству не имели никакого отношения», — отметил Пиликин, — «В Москве ситуация с современным искусством намного живее. Тем не менее, Московская биеннале пока может считаться исключительно внутренним событием, которое не имеет большого международного значения и широкого резонанса. В Петербурге биеннале современного искусства, как масштабное событие, пока тоже невозможно. Прежде всего, из-за отсутствия достаточного финансирования. Как куратору, мне было интересно поискать выход из этого положения. И я решил сделать художественный проект, в котором сложность организации биеннале и её разнообразные формы стали главной темой».

В Rizzordi Art Foundation разместились четыре проекта. Первый — «ПриБалтика» — курирует создатель Центра искусств имени С. П. Дягилева и профессор СПбГУ Татьяна Юрьева. Он демонстрирует культурные процессы прибалтийских стран. Эта идея объединила художников из Польши, Латвии, Германии, России, они представили свои скульптуры и живопись.

«Статус культурной столицы невозможен без современного искусства. Я думаю, не правильно замыкаться на академической культуре. Хотя бы потому, что молодым художникам очень важно иметь возможность высказаться и ощущать себя в среде тех, кто говорит на языке современного искусства», — подчеркнула Татьяна Юрьева.

Кураторами второго проекта «Петербург/Новый слой» выступили Антон Чумак и Дмитрий Пиликин. «Мы намеренно не хотели ротировать уже «засвеченные» имена. Поэтому, для отбора работ был использован демократичный сетевой конкурс для молодых художников, в котором было рассмотрено более ста предложений. Четверть из них была отобрана для показа. В результате появились художники, для которых это первая выставка», — пояснил Дмитрий Пиликин.

Третий проект – «Башни силы/ Петербургские некоммерческие арт-инициативы». «Иногда важно поразмышлять о том, что же такое петербургское культурное пространство. Одной из сильных сторон петербургской культуры всегда были андеграундные инициативы или даже институции, которые, не входя в официальные списки «культурных организаций», создавали необходимый «культурный питательный бульон». Известны примеры, когда из таких инстанций выросло очень много интересных мастеров. Нескольким таким организациям я предложил сделать свои презентации», — рассказал Пиликин.

Четвёртый проект – «Университет» — включает в себя работы студентов СПбГУ и Санкт-Петербургского Университета Технологии и Дизайна. «В ходе биеннале запланированы дискуссии и, кроме того, будет вестись опрос молодых художников о том, что их интересует и чего им хотелось бы. Для этого создана специальная анкета», — заметила Татьяна Юрьева.

Источник: