В очередь за Дюрером

От Рафаэля до Гойи«- именно такой диапазон работ обещают организаторы выставки. По количеству экспонатов это не самая большая экспозиция в Пушкинском, на только что закрывшейся выставке Пикассо работ было в четыре раза больше. Однако Будапештский музей обладает редким по качеству собранием ? о каждом привезенном экспонате написаны десятки страниц искусствоведческих текстов. Многие из этих вещей были собраны княжеским семейством Эстерхази, но музей активно пополнял фонды и после получения знаменитой коллекции.

Кураторы предлагают начать с Рафаэля ? стоит последовать их совету. На «Портрете юноши» его работы изображен робкий молодой человек, очевидное воплощение добродетелей. Перед нами, по всей видимости, Пьетро Бембо ? молодой поэт и гуманист, друг Рафаэля. Через сорок лет другой великий мастер ? Тициан Вечелио ? напишет заказной портрет только что назначенного кардинала Бембо. А затем еще один, но уже бесплатно, просто из уважения. Это более позднее произведение тоже хранится в Будапеште, в списке привезенных вещей его, к сожалению, нет. А жаль, было бы интересно сопоставить мощный лоб, орлиный нос и горькую складку на переносице с нежными чертами в работе Рафаэля. Правда, слово «юноша» в названии картины можно прочесть и как характеристику автора, а не портретируемого. В годы ее создания Рафаэль был еще под сильным влиянием живописи своего учителя Перуджино. А на работах последнего ? юноши с такими же благонравными взорами, записками в руках и пейзажами на заднем плане.

«Крестьяне за трапезой» Веласкеса ? тоже произведение молодого художника. Написана картина была еще в Севилье, до переезда в Мадрид, чуть позже, чем очень похожая работа «Завтрак», хранящаяся в Эрмитаже. Будапештский вариант исследователи считают наилучшим. Этот испанский жанр называется бодегонес ? обычный натюрморт, составленный из кухонной или трактирной утвари. Иногда на таких картинах изображают и людей ? они, как правило, пьют вино. У Веласкеса хлеб на столе, стакан и лимон выписаны с такой же простотой и внимательностью, как и персонажи, ведущие оживленный разговор. Столь же внимательно Веласкес будет позже выписывать испанских монархов с чертами вырождения на лицах, а те будут щедро ему платить и производить в гофмаршалы. Но пока ему лишь 19 лет.

Из Будапешта приехали, конечно, не только ранние работы извест­ных мастеров, есть в экспозиции и знаменитая «Мария Магдалина» Эль Греко, и «Святой апостол Андрей» Сурбарана, и «Райский пейзаж со сценой грехопадения» Брейгеля Старшего, и «Портрет супруже­ской четы» Ван Дейка, и «Разносчица воды» Гойи. Но есть и «Портрет юноши» Альбрехта Дюрера ? яркий образ, который трудно обойти вниманием: модный молодой человек в меховом воротнике и с сеточкой для волос на голове, какого легко можно представить себе нашим современником.

В 1969 году выставка из будапештской сокровищницы уже приезжала в Москву ? изданный к ней огромный каталог и сейчас есть во многих домашних библио­теках. Нынешняя же экспозиция даст возможность столичным зрителям обновить свои впечатления. Или скорректировать их ? например, разглядеть без искажений всегда несовершенной полиграфии насыщенный, светящийся красный фон за спиной у дюреровского юноши. Вполне весомый повод еще раз отстоять огромную очередь на Волхонке.