В Нью-Йорке прошли торги русским искусством

В Нью-Йорке прошли первые в этом году торги русским искусством Sotheby’s и Сhristie’s. Несмотря на то что коллекция нью-йоркских торгов всегда заметно слабее, чем на аукционах в Лондоне, они являются важными индикаторами рынка русского искусства. Особенно в этом году, ведь начиная с февральских торгов импрессионистов эксперты отмечают рост доверия к рынку искусства и подъем как цен, так и объема продаж по сравнению с прошлым кризисным годом.

Впрочем, похоже, что на русских торгах это не сказалось. На аукционе Sotheby’s было продано 70% лотов на общую сумму 13,5 млн. долл. – столько же, сколько и год назад. Для сравнения: в 2008 году на аналогичных торгах дом заработал 46,4 млн. долл., в 2007-м – 50,9 млн. долл. На торгах Christie’s ситуация хуже – на них купили 75% работ на сумму всего 4,9 млн. долл. В 2009 году сумма этих же торгов составила 13,2 млн. долл., в 2008-м – 17 млн. долл., в 2007-м – 19,2 млн. долл.

Такое положение объясняется не только более скромными коллекциями, выставленными на торги, но и общей тенденцией рынка – повышенным спросом начали пользоваться первоклассные произведения искусства (прежде всего живопись), в то время как работы средней и дешевой категорий по-прежнему далеко не всегда находят своего покупателя. В Нью-Йорке живописные шедевры выставляются редко. Как правило, эти торги изобилуют предметами ювелирного и декоративно-прикладного искусства, то есть тем, что, во-первых, русские эмигранты могли легко увезти с собой (а значит, аукционный дом легко может найти эти вещи на месте, в Америке). Во-вторых, тем, что популярно не только среди русской публики, не так активно посещающей нью-йоркские торги, как лондонские. Иностранные покупатели во многом обеспечивают спрос, в частности, на предметы Фаберже, признанную во всем мире русскую марку.

Торги с преобладанием декоративно-прикладного искусства показали обратную тенденцию – недорогие вещи охотно раскупались, топ-лоты остались невостребованными. Например, на торгах Sotheby’s c 30–50 до 134 тыс. подорожали настольные часы этой фирмы, с 50–70 тыс. до 116 тыс. – чаша из лазурита на золотой подставке. Всегда пользуются спросом и фигурки животных Фаберже: так, у Sotheby’s c 15–25 тыс. долл. до 182 тыс. поднялась в цене крошечная агатовая фигурка козочки, а на Christie’s четырехсантиметровая фигурка ворона из обсидиана была оценена всего в 8–12 тыс. долл., а продана за 98 тыс. А вот два главных лота торгов Christie’s – серебряное блюдо, преподнесенное Александру III смоленским дворянством и оцененное в 400–600 тыс. долл., и ваза императорского фарфорового завода 1843 года (эстимейт 700–900 тыс. долл.) – покупателя не нашли. Зато накануне русских торгов прошел специализированный аукцион ювелирного искусства Christie’s, на котором за 1,6 млн. долл. была продана уникальная брошь с бриллиантами и изумрудом в 60 карат, принадлежавшая императрице Екатерине II.

Из живописи в Нью-Йорке, как правило, выставляют работы русских художников, в свое время эмигрировавших или работавших в Америке, – произведения Давида Бурлюка, Сергея Судейкина, Николая Рериха, Бориса Анисфельда. Такой же набор был и в этот раз, а кроме того, на Sotheby’s была предложена подборка работ еще одного «русского американца» – сюрреалиста Павла Челищева. Коллекция из 12 его графических и живописных произведений принадлежала нью-йоркскому поэту-сюрреалисту Чарльзу-Генри Форду и его сестре – киноактрисе Рут Форд, с которыми Челищев дружил во время своего пребывания в Америке до Второй мировой войны. Все произведения этой подборки были проданы, большинство с превышением эстимейта, например, гуашь «Розыгрыш слепого» подорожала с 40–60 тыс. до 314 тыс. долл. А портрет 26-летней Рут Форд, заказанный влюбленным в нее британским поэтом Эдвардом Джеймсом, лишь немного не дотянул до миллиона – он вырос в цене с 150–200 тыс. долл. до 986 тыс. долл. Портрет стал самым дорогим произведением на нынешних русских торгах.

Но не самым дорогим лотом. При некотором оскудении рынка русского искусства Sotheby’s начал разрабатывать новую стезю – украинское искусство. На нынешних торгах одним лотом была выставлена коллекция работ художников одесского Общества независимых из коллекции Якова Перемена. Это, пожалуй, наиболее интересная и необычная часть нынешних нью-йоркских аукционов. И к тому же самая дорогая.

На продажу выставили 86 работ из 220, входивших в собрание Якова Перемена, раввина из Житомира, который в 1889 году переехал в Одессу. Там он открыл книжный магазин, ставший своеобразным еврейским культурным центром, куда стекались сначала еврейские поэты, потом художники, которых Перемен активно поддерживал и покупал. Их имена неспециалистам (да даже и многим специалистам) мало что скажут: Амшей Нюренберг, Теофил Фраерман, Исаак Малик, Сигизмунд Олесевич, Израиль Мексин, Сандро Фазини. Их живопись – дать уважения Гогену, Сезанну, Ван Гогу, Матиссу, кубизму, постимпрессионизму, фовизму и другим многочисленным «измам» начала XX века. В целом вполне типичные творческие поиски художников не первого ряда – ярко, декоративно, откровенно подражательно, но не бесталанно, а местами любопытно.

Появление этой коллекции на рынке важно не столько именами художников или качеством их работ, сколько самим фактом обнаружения собрания, немаловажного для истории украинского искусства и культуры. В 1919 году Перемен вывез его в Палестину, и только в 1960-м оно появилось на публике на посмертной выставке коллекционера в Тель-Авиве, а затем снова пропало до 2006-го, когда было выставлено в Музее русского искусства в Рамат-Гане. Месяц назад коллекцию выставляли в Киеве в Музее западного и восточного искусства имени Богдана и Варвары Ханенко, надеясь таким образом привлечь внимание украинских покупателей. Что с успехом удалось: коллекция пусть и в рамках эстимейта, но была куплена за 1,9 млн. долл. По информации СМИ ее приобрел украинский бизнесмен и коллекционер Андрей Адамовский, так что через 90 лет собрание вернется на родину.Таким образом Адамовский обогатил не только собственное собрание, но и историю уркаинского искусства.

Несмотря на подобные находки, нью-йоркские русские торги обычно уступают лондонским. И не только из-за того, что в Европе удается собрать более сильную коллекцию искусства, но и потому, что потенциальные покупатели не всегда имеют возможность долететь до точки продаж. В этом году на их пути помимо традиционных сложностей встал еще и разбушевавшейся вулкан. Аукционные дома сделали что могли: в частности, Christie’s предложил своим клиентам участие в торгах через Интернет и даже с помощью iPhone. Цифры аукционного дома подтверждают, что это направление весьма перспективно: так, в 2009 году 30% всех заявок на участие в торгах Christie’s и 14% заявок-победителей были сделаны с помощью Интернета, а число людей, купивших предметы искусства через Интернет, возросло на 40% по сравнению с 2008 годом. Тем не менее следующие русские торги, которые пройдут в Лондоне в июне этого года, должны быть на порядок более яркими. Ведь часто самые неожиданные продажи происходят именно в аукционном зале – под влиянием азарта и нахлынувших эмоций. А Лондон давно стал любимым местом паломничества многочисленной русскоговорящей братии, искусство покупающей и искусство продающей.