В музее представили живописные находки из мусора и подъездов 

Необычная выставка «Альтфатер» проходит в подвальном помещении галереи «Желтые великаны» в Одесском художественном музее — на ней собраны три десятка выброшенных произведений искусства: гобелены, графика, репродукции, этюды. Сотрудники музея признаются, что специально не оценивают картины — все они разные, но объединяет их то, что украшали они собой не стены квартир, а свалки. Чтобы дать картинам вторую жизнь была организована экспозиция, а «Сегодня» узнала историю находок.

Куратор выставки Сергей Седых признается, что идея эта не нова. «Первая выставка «Искусство на помойке» проходила в 2007 году, в рамках Кузнецовского пленэра в селе Степановка Коминтерновского района области. Посреди свалки были представлены выброшенные произведения искусства», — рассказывает нам собеседник и добавляет, известны случаи, когда известные художники собирали картины на свалках — так, например, делал известный меценат Павел Третьяков . Кстати, подобные экспозиции представляли даже в Национальной галерее в Лондоне.

По словам Сергея, продемонстрированные на выставке работы собирались спонтанно. «Я находил их в самых необычных местах. Однажды в переулке Жуковского увидел, как несколько человек копошатся в коробках — видимо, умер пожилой человек, а новые хозяева вынесли на помойку его имущество. Мне не хватило нескольких шагов, чтобы спасти одну картину, которой было больше ста лет, — на моих глазах ее сломали», — вспоминает наш собеседник. А наиболее интересная работа нашлась в поленнице в селе Степановка. Выполнена она на палитре неизвестного художника — на оборотной стороне еще сохранились краски. «Этот этюд с видом на усадьбу художника Кузнецова очень известен», — говорит Сергей.

Есть на выставке и знаменитые работы. Например, «Сирень» одесского живописца Абрама Шистера. Долгое время он был главным хранителем Одесского художественного музея и другом семьи художника Кириака Костанди, о котором даже написал книгу. «Сирень» еще тридцать лет назад была представлена на персональной выставке автора, а в 2005 году Сергей Седых случайно обнаружил ее на лестничной площадке в подъезде дома своей тещи, на улице Богдана Хмельницкого, 37. «Одно из окон было разбито и прикрывалось какой-то картонкой, которая хлопала от порывов сильного ветра. Я присмотрелся и обнаружил, что это выставочная картина», — говорит куратор выставки. На полотне и сейчас можно увидеть следы от гвоздей, которыми прибивали картину к оконной раме.

На экспозиции с гравюрами, которым более ста лет, соседствуют и совсем новые работы. Например, раскраска на полотне, которая продается в наборах вместе с красками и кисточками. По мнению куратора выставки, она очень символична: «Чтобы приобщиться к живописи, можно купить такой набор и по контурам написать картину. Но эта работа не закончена и выброшена — видно, что даже на это человека не хватило».

Несмотря на разнообразие, наибольший интерес среди посетителей вызвал портрет седовласого старика. Нашли картину еще десять лет назад в мусорном контейнере на Греческой площади, а с тех пор так и не удалось узнать, кто на ней изображен. «На страничке музея в соцсети сейчас ведется жаркая дискуссия, в которой одесситы делятся своими предположениями. Кто-то считает, что это Лев Толстой, кто-то — что Дарвин или просто ростовщик», — рассказывает Сергей. Кстати, благодаря выставке не только картины получают новую жизнь, но и авторы находят свои работы. Так произошло с картинами одесской художницы Татьяны Поповиченко. Мастер немало удивилась, узнав о судьбе своих работ: «Когда-то у меня была мастерская в переулке Ляпунова. Когда мне пришлось от нее отказаться, она была разорена и разбита. И как же я приятно удивилась, увидев вновь свои труды!».

Читайте также:

В Киеве показывают уникальную выставку в Музее войны

Двухлетняя Алисия из Тернополя нарисовала 70 картин, которые заинтересовали дизайнеров

На Певческом поле в Киеве откроется новая выставка цветов

Источник: