В музее Коваленко стартовал проект «Искусство повторения»

В музее Коваленко стартовал проект « Искусство повторения». Теперь там можно не только любоваться полотнами известных художников, но и самим попытаться повторить шедевр. Кстати, копировать живопись можно не только вручную.

« Искусство повторения, или Копируем шедевры великих мастеров» — так назвала свой авторский проект научный сотрудник музея Коваленко Полина Гусева. Этот курс задуман для художников-любителей, чтобы доказать: собственную копию шедевра можно создать, даже не имея художественного образования.

— Предварительно, на холсте весь рисунок написан и нанесен. Написание собственного натюрморта отличается от копийного: уже заранее грамотно выполнена, выстроена композиция, заранее мы наметили рисунок, пропорционально, не нужно делать разбор. Остается только внимательно всмотреться в саму живопись и попытаться написать то, что перед глазами у ученика, — рассказала Полина Гусева, научный сотрудник Художественного музея имени Коваленко.

На этот раз Полина предложила ученикам скопировать натюрморт Кончаловского или пейзаж Бориса Мусатова « Усадьба». Провести досуг в музее за мольбертом решили пять человек. Каждое занятие длится два с половиной часа.

— Мне всю жизнь нравилось рисовать, но никогда я этим не занималась профессионально и не училась, так, самоучка. Дома не хватает времени, то одно, то другое. Случайно увидела в газете объявление, что в Художественном музее проводится мастер-класс, ну, думаю, надо себя заставить и пойти, — поделилась Ольга Стальмакова.

— Я занимаюсь в художественной школе, я люблю рисовать. Пришла, чтобы попробовать свои силы, узнать        новое, узнать свои слабые и сильные стороны. Хочу узнать, в чем я сильна, может быть, в натюрморте, может, в пейзаже или портрете, — отметила Виктория Павлевская.

Те, кто пришел впервые, сегодня сделают подмолёвок. То есть заполнят белое пространство цветом, и лишь на следующем занятии займутся деталями и поиском нужного тона и оттенка. В этом поможет преподаватель. С каждым учеником он размешает краски и подскажет, как максимально точно повторить оригинал.

— Я сама училась на факультете монументально-декоративного искусства и могу сказать, что в любом учебном заведении есть такой предмет, который называется копированием. Даже в Императорской академии художеств посредством написания копии учились лучшие, великие, — подчеркнула Полина Гусева, научный сотрудник Художественного музея имени Коваленко.

Интерес к копии собственного производства не пропадает, а лишь увеличивается с каждым занятием. В сентябре импровизированная художественная студия перенесется в другие выставочные залы.

Создать копию шедевра своими руками, безусловно, интересно, но что делать, если нужно сразу несколько экземпляров? Дальше расскажем о репродуцировании. В музее Коваленко этим занимаются всерьез.

Тиражные копии или репродукции необходимы для полноценного существования любого современного музея. Их используют в качестве афиш, для выездных выставок и печатают в каталогах.

— Мы решили собрать наши 12 тысяч единиц хранения, которые        знает, а         нет. Кто-то ходит на выставки. Сейчас в нашей экспозиции находится 10-я часть, в лучшем случае. Вот мы предприняли издание семи томов нашего генерального каталога. Вот наши собрания. Я полагаю, что все эти вещи в свое время, в 18-м веке, были сделаны в качестве гравюр, которые разошлись огромными тиражами, — рассказал Иван Ващенко, искусствовед, эксперт по художественным ценностям Министерства культуры России.

За качество репродукций музея Коваленко уже 18 лет отвечает Максим Глуховцев. Художник в третьем поколении делом жизни выбрал скрупулезную работу над созданием максимально точной печатной копии. Начинал работать еще на пленочных фотоаппаратах, сейчас перешел на обработку цифрового изображения.

— В рамках репродуцирования встает вопрос сохранения цветовой характеристики работы, точной по возможности. Сперва изготавливается цветовая копия, потом происходит обработка и печать на различных материалах, будь то бумага или холст, — отметил Максим Глуховцев, художественный редактор.

Чтобы показать нам процесс своей работы, художественный редактор выбрал портрет Екатерины II Боровиковского. Большой формат работы Максима Глуховцева не смущает. Здесь самое сложное — сделать фото без бликов. Далее Максим выставил шкалу цвета и по ней определил самые темные и светлые участки картины. После того, как он сделал снимки, отправился в мастерскую. У современного художественного редактора это занимает всего несколько минут, но история знает примеры, когда копирование полотна длилось не один год.

— Расцвет искусства репродуцирования появляется с книгопечатаньем. Появляются книги, появляется желание делать большие красивые тома. Вручную их рисовать долго, поэтому придумали первые вот такие действенные способы. Это называется гравюра на металле. Брали тяжелую дугу металлическую и на полированной поверхности металла делали изображение. Существует такая интересная история. Человек так долго, кропотливо делал копию, что на каменном полу остался след, где он вокруг стола ходил и вытоптал довольно заметную дорожку, — рассказал Иван Ващенко, искусствовед, эксперт по художественным ценностям Министерства культуры России.

Но у художественного редактора труд тоже непростой, здесь важна аккуратность. Сначала он настраивает монитор и принтер, затем долго работает в фоторедакторе. Для того, чтобы сделать репродукцию профессионально, иногда требуется несколько дней.

— Максимум из того, что можно было извлечь из этого оборудования, был достигнут. Дальше следует изготовление маленькой графической рамочки – паспарту. И дальше — экспозиции в школах и различных учреждениях, — сказал Максим Глуховцев, художественный редактор.

По такому же типу изготавливается и афиша. На нее в специальной программе наносят надписи и затем печатают по частям, соединяя фрагменты с ювелирной точностью.

Напомним, что в историко-краеведческом музее станицы Динской открыта единственная в мире выставка о научном наследии супругов Кирлиан.

Источник: http://kubantv.ru