В культуре. Протестное искусство снова в поле зрения «Инновации»

Всероссийский конкурс в области современного визуального искусства «Инновация» – единственный в России аналог Госпремии по актуальному творчеству, поскольку проводится при поддержке Минкульта. На прошлой неделе в ГЦСИ открылась юбилейная  (десятая) выставка номинантов. Произошло это в трудные для ГЦСИ времена: недавно экономический блок правительства в связи с кризисом предложил отказаться от возведения музея ГЦСИ на Ходынке. Хотелось бы все-таки верить, что от строительства нового большого здания, которое так нужно ГЦСИ, не отвернутся.

Пока же экспозиция номинантов в зале на Зоологической, несмотря на все старания кураторов Ирины Горловой, Натальи Гончаровой и архитектора Игоря Чиркина, выглядит скорее коммуналкой, хотя в центре и оказалась триумфальная арка из проекта Хаима Сокола «Спартак: Times New Roman». Всех номинантов в категориях «Произведение визуального искусства» (где за 800 тыс. руб. соревнуется и работа Сокола), «Кураторский проект» (500 тыс. руб.), «Теория, критика, искусствознание» (500 тыс. руб.), «Региональный проект современного искусства» (400 тыс. руб.) и «Новая генерация» (200 тыс. руб.) пришлось разместить в одном зале, рассредоточив по отдельным комнатам. И это единственный способ показать всех так, чтобы проекты, среди которых немало видео, «не перекрикивали» друг друга.

Хотя в этом году на конкурс подано 300 заявок-номинаций против прошлогодних 338, в главной категории «Произведение визуального искусства» все проекты так или иначе связаны с протестными высказываниями. 

«Припев» Ирины Кориной метафорически показывает зацикленный круг мишурной повседневности, над которой нависает костюм уличного зазывалы в виде двуглавого орла. «Исключенные: в момент опасности» группы «Что делать» – это долгое видео, смотреть которое непросто, но там поднимается много политических вопросов. О проблемах социальной дискриминации работников секс-индустрии сделал кукольный спектакль коллектив «Тереза». Упомянутый уже Сокол перевел «Спартака» в сегодняшние реалии и на видео снимал мигрантов. И даже бегающая по лабиринту мышь, чья свобода маневров ограничивается виртуальными двойниками на экране, в «1,4…19» объединения «Куда бегут собаки», тоже читается как размышление о свободе. К сожалению, во многих из этих проектов художественное качество отходит на второй план по сравнению с острой темой, но, с другой стороны, по нынешним временам просто попадание стольких протестных проектов на «Инновацию» правильно (чего могло бы и не быть после вручения премии группе «Война» в 2011 году).

В качественном смысле самой сильной и интригующей оказалась позиция «Кураторский проект». Тут и история российского перформанса, не лишенное спорных моментов, но интересное и первое такое музейно-выставочное исследование, предпринятое Юлией Аксеновой и Сашей Обуховой. (К слову, «Перформанс в России…» попал и в лонг-лист объявившей на прошлой неделе номинантов петербургской премии Сергея Курехина, итоги этого конкурсного забега подведут 17 апреля). И первая попытка музеефикации уличного искусства на ретроспективе погибшего в 2013-м Паши 183 (кураторы Полина Борисова и Кирилл Кто Лебедев). От этой выставки, кстати, можно навести мост к другой – борющейся за «Инновацию» уже как региональный проект «Транзитной зоны». Так Наиля Аллахвердиева и Арсений Сергеев назвали последнюю выставку Музея современного искусства PERMM в здании Северного речного вокзала  и позвали туда 33 российских и украинских стрит-артиста.

Да и в целом X «Инновация» богата на работы исследовательского толка. Кого возьмут в лауреаты, станет известно 21 апреля. Пока известны двое: во внеконкурсной номинации «За творческий вклад в развитие современного искусства» награжден концептуалист Андрей Монастырский, а «За поддержку современного искусства России»  директор Эрмитажа Михаил Пиотровский, среди прочего принявший в своем музее основной проект европейской биеннале современного искусства «Манифеста 10».

Еще про российское искусство, на этот раз в Европе. В Малаге, в здании переделанной под культурный центр бывшей табачной фабрики,  открылся первый европейский филиал Русского музея (и в Tabacalera ГРМ оказался соседом малагского Музея автомобилей). Для дебюта привезли две выставки – обзорную «Русское искусство XV–XX веков» и «Русское искусство эпохи Дягилева». Контракт с испанской стороной подписан на 10 лет. По сообщению пресс-службы ГРМ, администрация Малаги взяла на себя расходы по устройству первых трех выставок, а еще по перевозке и страхованию произведений искусства.

Источник: