В харьковском музее появилась раритетная ваза и солонки к Олимпиаде ФОТОРЕПОРТАЖ

Коллекцию спасли! В историческом музее приютили вековые экспонаты Будянского фаянсового завода, в мае их покажут харьковчанам.

Харьковские музеи разбогатели. Хрупкая коллекция Будянского фаянсового завода, который стал банкротом в 2001 году, наконец-то переехала в исторический музей, но экспозицией еще не стала. Почти 7000 экспонатов едва поместились в две сотни деревянных коробков. Сейчас сотрудники музея описывают раритеты, выдают им паспорта, собирают истории и готовят к показу.

Последнее место жительства экспозиции стало вынужденным. С тех пор, как Будянский фаянс обанкротили, музей собирались выселять: сначала хотели оставить в Будах, позднее — в Харьковском районе. Но организовать музей с нуля так никто и не решился. Когда поползли слухи, что экземпляры из 100-летней коллекции заметили на черном рынке, в историческом музее поспешили приютить коллекцию.

С ОБЛОЖКИ «ОГОНЬКА». Самый известный экспонат — огромная ваза, сделанная на заводе к 10-летию Победы. Высотой 1,5 метра, она состоит из пяти частей. На одной стороне хрупкого раритета изображена пятиконечная красная звезда (орден Победы) и ликующая толпа, на другом два известных профиля – Ленина и Сталина. «Вазу начали готовить к Победе заранее. Целый год над ней работали пять художников-скульпторов. Для верности на заводе решили сделать три вазы, но когда форму обжигали, две из них треснули. Единственную, которая выжила, расписали вручную. К знаменательной дате красота была готова», — рассказала заведующая научно-методическим отделом музея Алла Панченко.

Уникальная ваза успела побывать в исторических музеях Союза, ее изображение долгое время выходило на обложке популярного в то время журнала «Огонек», но после развенчания культа личности Сталина ее захотели уничтожить. Сотрудники завода забрали ее назад и спрятали от посторонних глаз.

ЗАВЕТЫ ЛЕНИНА И СБЕРКАССА. Переехали к нам из будянского музея так же соусницы и блюда, которые производили еще в конце позапрошлого века. «Здесь посуда очень аккуратная с фигурными краями и даже спустя век позолота не стерлась», — говорят в музее. Свое место в коллекции занимают и постреволюционные блюда с изображениями вождей и лозунгами. К примеру, на одной тарелке под изображением Владимира Ульянова написано: «Ленин умер, но заветы его живы». «Такую тарелку выпустили как раз в 1924 году, но вряд ли из нее кто-то ел, очевидно висела где-то на стене в качестве агитации», — говорит Алла Владимировна. Другой интересный экпонат — монетница с призывом хранить деньги в Сберкассе, чтоб накопить на велосипед.

Перекочевали в Харьков не­сколько солонок: их выпустили специально к Олимпиаде-80, художнику за работу даже премию да­ли. «Это первые работы, которые вручную расписывали сами художники, после росписи образец утверждали и часто ставили на конвейер, а первый экземпляр пополнял коллекцию музея с автографом автора», — говорит Алла Панченко. В мае экспозиция станет доступной для харьковчан. Только 300 ценных образцов попадут на полки, остальные будут в хранилище.

Производить посуду в Будах начали еще 1887 г. Тогда один из самых видных предпринимателей царской России Матвей Кузнецов открыл в губернии завод. Очень скоро кузнецовская посуда составила конкуренцию европейскому и восточному фаянсу, ее поставляли к столу царя. За 40 лет работы при Кузнецове завод получил грамоту на Парижской выставке и монополию на изображение герба Российской империи.

Под знаком «Пи» 14 марта — Международный день числа «Пи». Это математическая константа, выражающая отношение длины окружности к длине ее диаметра. В цифровом выражении начинается как 3, 14 и является бесконечным.

Илья Лагутенко: «Уже сейчас боюсь, что придется делить дочь с другим мужчиной» Лидер рок-группы «Мумий Тролль» рассказал нам, какой он по натуре доверчивый, что сейчас его связывает с Земфирой, когда продаст свои картины, какие стихи будет читать дочке, чему научился у китайцев и какую тему не хочет культивировать.