«Транснефть» стала генеральным партнером уникальной выставки

 

В одностолпной палате Патриаршего дворца Московского Кремля открылась выставка работ художника, ювелира и скульптора Василия Коноваленко "Во власти камня". В 1970-е годы он возродил в России утраченные традиции камнерезного искусства. Генеральным партнером выставки стала компания "Транснефть".

 

 "Бабушка и дедушка", 1963 г. Музей "Самоцветы" (Москва). Фото: Анастасия Штандке

 

Спонсорская поддержка значимых социальныхи культурных проектов является неотъемлемой частью деятельности "Транснефти". Об этом заявил на церемонии открытия выставки президент компании Николай Токарев. "Выставка уникальна тем, что работы очень талантливые, но, к сожалению, о них немногие знают. Мы сочли своим долгом поддержать инициативу, помочь организаторам выставки познакомить людей с творчеством этого выдающегося мастера", — сказал он.

 

Родившийся в 1929 году в Запорожье и росший в Донецке Василий Коноваленко начал свой творческий путь в театре этого шахтерского города. Вернувшись из эвакуации, он в четырнадцать лет поступил туда учеником художника-декоратора. А в шестнадцать, еще не окончив среднюю школу, стал заведующим бутафорским цехом. 

 

Отслужив в армии матросом Балтфлота, он остался в Ленинграде. В театре оперы и балета имени Кирова (ныне Мариинском) работал художником-декоратором и активно занимался самообразованием. Принимал участие в постановке нашумевшего тогда балета Сергея Прокофьева "Каменный цветок" и в тогда же, в конце 1950-х, начал работать с камнем.

 

Василий Коноваленко говорил, что "у камня можно учиться живописи". Глядя на его работы, понимаешь, что это действительно так. Нефрит, лазурит, малахит, яшма, десятки других самоцветов стали в руках художника теплыми и живыми. "Бабушка и дедушка", "Воин", "На рыбалку", "Бражники" — их пластическая выразительность заставляет усомниться в природной твердости материала: они какие угодно, только не каменные.

 

В галерее его образов — серьезных и плутоватых — исторические персонажи и народные типажи, всеми узнаваемые зарисовки из простой сельской жизни. В 1973 году состоялась персональная выставка Коноваленко в Русском музее. Составителем каталога выставки стал директор Русского музея Василий Пушкарев, а вступительную статью к изданию написал Сергей Михалков.

 

Скульптора стали уважительно называть Данилой-мастером, наследником великих уральских мастеров. Работы художника были закуплены Гохраном России как национальное достояние, он дважды был награжден золотыми медалями ВДНХ — "за уникальные изделия из русских самоцветов с применением новых методов обработки твердых минералов". На волне успеха он переехал в Москву главным художником Министерства геологии, где создал свою "лабораторию малых скульптурных форм".

 

"Бегемот", 1987 г. Из частной коллекции. Фото: Анастасия Штандке

  

Народная любовь к мастеру росла год от года, но благосклонности партийных вождей он лишился уже в 1974-м. Поводом послужила та самая выставка в Русском музее, которую провели без одобрения секретаря Ленинградского обкома. В итоге против художника сфабриковали дело "о занятии запрещенным кустарным промыслом для дальнейшей продажи иностранцам", которое тянулось, пока Василий Васильевич не подарил все свои работы музею геологии.

 

Дело закрыли, но без последствий не обошлось. Министерство культуры выдало заключение: "Идейное содержание работ художника Коноваленко искажает образ советского и русского человека, а потому не рекомендуется их рассмотрение в стране и за рубежом". Итог — вынужденная эмиграция и долгие годы забвения в родной стране.

 

— После нашего отъезда в 1981 году в Америку в разных изданиях печатали фотографии его работ, но нигде не указывалось имя автора, — рассказываетвдова художника Анна Коноваленко. — Он мечтал вернуться и, конечно, был бы счастлив, если бы знал, что такая выставка возможна в центре Москвы, в России, которую он так любил и которая читается во всех его образах. Для него эта выставка — новая жизнь в искусстве.

 

В США Василию Коноваленко предложили хороший контракт, создали условия. Его коллекция украшает Музей природы и науки в Денвере. К художнику пришла мировая слава. Но вернуться на Родину он не успел — в январе 1989 года мастера не стало.

 

Для московской выставки произведения Коноваленко собирали по всему миру: из музеев и частных собраний Вашингтона, Нью-Йорка, Лос-Анджелеса, Вены, того же Денвера, из музея "Самоцветы" в Москве и из Гохрана России — всего около ста работ, включая скульптуры, рисунки и театральные эскизы.

 

Для "Транснефти" сотрудничество с Музеями Московского Кремля — дело не новое. Компания уже выступала спонсором при издании каталога, ставшего первой полной публикацией икон Успенского собора, организации выставки "Царский Двор: от Ивана Грозного до Петра Великого" в Дрездене, проведении реставрационных работ в Успенском соборе.

 

"Когда директор кремлевских музеев Елена Гагарина обратилась к нам с просьбой поддержать выставочный проект "Скульптор Василий Коноваленко. Во власти камня", мы с готовностью откликнулись на этот призыв, — сообщил Николай Токарев. — Сейчас на государственном уровне ведется серьезная работа по поиску осколков отечественной культуры, по восстановлению культурного наследия России, и "Транснефть" принимает в ней участие. Сегодня трудно даже приблизительно оценить масштабы культурных, интеллектуальных, моральных потерь, которые наша страна несла с каждой новой волной массовой эмиграции, с индивидуальным отъездом ученых, писателей, поэтов, художников, композиторов. Ясно одно — потери эти колоссальные. Многое утрачено безвозвратно, забыто, многие шедевры российского искусства пылятся в хранилищах, раскиданы по зарубежным музеям, библиотекам, частным коллекциям".

 

Идея нынешней экспозиции родилась еще пять лет назад. В 2011 году здесь же, в Кремле, состоялась выставка "Карл Фаберже и мастера камнерезного дела. Самоцветные сокровища России", где было показано и несколько работ Коноваленко. "Тогда Елена Гагарина и решила, что она должна сделать выставку творчества моего супруга, — рассказывает Анна Коноваленко. — Работа предстояла огромная: связаться со всеми музеями, коллекционерами, договориться с Америкой, что было совсем не просто, часть работ отреставрировать".

 

Сегодня этот путь пройден, и волшебные работы Василия Коноваленко, мастера, который смог оживить камень, выставлены в Москве. Выставка будет открыта до конца лета.

 

 

https://rg.ru/