«Теневая жизнь» франкфуртского музея

Экспозиционная работа для подростков и маленьких детей — особая тема. Музейная педагогика уже давно стала отдельным направлением и самостоятельной профессией. Почти все крупные музеи Германии имеют «детские» отделения, а в структуре Исторического музея города Франкфурта-на-Майне уже в 1972 года был создан специальный Kindermuseum — с собственным помещением, научным коллективом и, конечно же, со своей публикой.

Bildunterschrift: Gro?ansicht des Bildes mit der Bildunterschrift:   В Kindermuseum все экспонаты не только можно, но даже нужно трогать и использовать по назначению: посмотреть в подзорную трубу, выяснить в небольшой обсерватории, как происходит лунное затмение, передвигая марионеток, разыграть представление в индонезийском театре теней и даже самостоятельно сделать небольшой мультфильм, вырезая фигурки из цветной бумаги… Можно в процессе эксперимента понаблюдать за тем, как свет, преломляясь, образует радугу, полистать старые комиксы, в которых действие происходит исключительно ночью и во тьме.

«Тема нашей специальной выставки — «Тени и свет» — связана с тем, что в связи с реконструкцией основного здания музея мы на несколько лет переехали в помещение бывшего подземного торгового центра в самом центре города», — рассказывает директор музея. Первая выставка здесь называлась «Под городом» и была посвящена подземным тайнам Франкфурта от древнеримских времен и до наших дней. Вторая экспозиция открывает «теневой» мир.

Bildunterschrift: Семейный портрет дофотографической эпохи

При этом в музее вовсе не темно, а очень даже светло и жизнерадостно, а первый этаж и фойе расположены на уровне центральной площади города, которая в эти дни залита солнцем. Класс, приходящий в «детский музей», проводит на выставке примерно полдня. Дети разбиваются на несколько маленьких групп, каждая из которых подробно занимается двумя-тремя разделами выставки. Потом ребята знакомят друг друга с результатами своей работы.

По ходу дела детям ненавязчиво рассказывают о том, как фотография заменила собой искусство вырезанных из бумаги силуэтов, а движущиеся картинки кинематографа вытеснили популярные в 19 веке театры теней. То есть выставка не просто знакомит с феноменом света и тени, но и с его, так сказать, практическим преломлением, например, с историей уличного освещения (старшему из франкфуртских уличных фонарей уже 250 лет, это был масляный светильник). Впрочем, и взрослым будет интересно узнать, скажем, о «световом загрязнении» (это хорошо нам всем знакомый эффект «мутного неба» над большими городами, результат рассеивания искусственного света в нижних слоях атмосферы) или о градостроительных «теневых» нормативах.

Bildunterschrift: Gro?ansicht des Bildes mit der Bildunterschrift:   Строим светлый город Последняя тема очень актуальна для Франкфурта, где финансовый «сити» — знаменитый квартал банковских небоскребов — в сущности, превратил центр города в зону вечной тени и искусственного освещения. Сейчас во Франкфурте больше не строят высотных зданий, а сооружение одного из небоскребов неподалеку от Старой оперы было приостановлено несколько лет назад именно из-за того, что он отбрасывал бы слишком большую тень.