«На злобу дня», или Белорусская политика глазами художников и поэтов

Художественное творчество «на злобу дня», посвященное политической проблематике, у большинства рядовых белорусов пользуется особым спросом. Однако, как признают сами художники, музыканты и поэты, государство строго следит за тем, чтобы о подобных произведениях искусства знало как можно меньше людей.

Герои белорусской народной песни Савка и Гришка сегодня вновь популярны и живо реагируют на происходящее в стране. Автор и исполнитель «Песен правды» (так их именуют в интернете), известный рок-музыкант Лявон Вольский говорит, что выбор на них пал не случайно. «Это хороший бренд, который сидит в подкорке у каждого белоруса. Все мы в детском саду пели: «Савка ды Грышка ладзілі дуду», — объясняет Вольский.

Bildunterschrift: Gro?ansicht des Bildes mit der Bildunterschrift:   Лявон Вольский перепевает старые песни на новый лад В его интерпретации Савка — провластный номенклатурщик, работающий в исполкоме, а Гришка — европейски ориентированный оппозиционер. Музыкант говорит, что проектом занимается уже год, и проблем из-за отсутствия интересных тем за это время еще не было. Иногда за неделю происходит столько событий, что Гришке приходится делать дайджест, проводить своеобразную мини-политинформацию для слушателей, отмечает Лявон Вольский.

Диалоги Савки и Гришки необычайно популярны в интернете. Государство подобным хитам ведет свой счет, авторов и исполнителей заносит в «черный список». После президентских выборов в него попали, как утверждают в белорусской блогосфере, и зарубежные рок-музыканты, и писатели, которые негативно высказывались относительно политики белорусских властей.

Своими громкими политическими перформансами известен и белорусский художник Алесь Пушкин. Самый знаменитый из них — «Навоз для президента» — художник приурочил к пятой годовщине правления Александра Лукашенко. За тачку навоза, что Пушкин в 1999 году вывернул буквально у дверей администрации президента, художник получил два года условного наказания.

Большой переполох случился и после того, как Пушкин расписал храм Николая Чудотворца в родном местечке Бобр. На фреске с картинами ада художник изобразил чертей в омоновской форме. А в адском котле варился человек, похожий на белорусского президента. Скандал тогда удалось замять, а чуть меньше месяца назад церковь сгорела. Художник говорит, что на все воля божья.

Bildunterschrift: Gro?ansicht des Bildes mit der Bildunterschrift:   Алесь Пушкин прославился политическими перформансами Впрочем, Пушкина за его творчество административным арестом и штрафами не раз наказывала и власть земная. Два года назад художника арестовали и оштрафовали на 400 долларов за перформанс, в ходе которого художник со своими скворечниками вышел на центральную площадь поселка Бобр. Власти обвинили его в несанкционированном пикете, Пушкин утверждает, что таким образом он хотел отметить приход весны. Накануне последних президентских выборов Пушкина и вовсе упрятали за решетку на 13 суток, признав виновным в хулиганстве.

С 10 марта скворечники от Пушкина и другие работы художника можно будет увидеть на выставке в минском Дворце искусств. Мероприятие посвящено 20-летию творческого объединения художников «Погоня».

Алесь Пушкин говорит, что нынче власти более лояльны к мероприятиям, которые организуют, как выразился Пушкин, «художники-националисты». Тем не менее, прежде чем экспонаты займут свои места, их обязательно должен осмотреть и утвердить выставочный комитет.

«Это такая «мудрая политика». Так внимательно следят за инакомыслием, что решили не допускать его даже в творчестве. Хотя, наверное, это имеет смысл. Иногда артефакт, яркая картина или перформанс способны вызвать волнения в обществе», — рассуждает Алесь Пушкин.

Лявон Вольский запреты и цензуру в искусстве называет «дурковатой чиновничьей инициативой». Музыкант говорит, что подобными действиями власть порой добивается обратного эффекта. Человек, который за свое творчество попадает в «черный список», может занять более радикальную жизненную позицию, предупреждает Вольский.