Свой возделал сад

Галерея искусств Has Sanat представила чудесную выставку «Избранное» из собрания картин Юрия Калаиджиди, известного коллекционера из Алматы, владельца художественного салона «София».

Хозяин полотен выбрал для экспозиции работы самых интересных для него художников, причем бросается в глаза метод его поисков: почти все картины он нашел в разное время в одном географическом регионе – южном. Тараз, Шымкент, Бишкек, Ташкент и, конечно, Алматы…

По именам коллекция тоже внушительна: народный художник Узбекской ССР Александр Волков, народный художник СССР Семен Чуйков (Кыргызстан), еще один мастер из Узбекистана – Виктор Уфимцев, казахстанцы Агимсалы Дузельханов, Владимир Санталов, Григорий Пономаренко, Юрий Зобак и другие, чьи работы включены в экспозицию. Представлениы и копии – два графических листа Пабло Пикассо, три – Сальвадора Дали (с автографом последнего), пейзаж неизвестного европейского художника и другие.

Юрий Калаиджиди не просто гордится своим собранием живописи и графики – он активно пропагандирует творчество любимых живописцев. Так, он твердо уверен, что имя Владимира Санталова (1936–2007) скоро будет известно всему миру, и если этого до сих пор не произошло, то только потому, что последние 50 лет он прожил в Таразе, хотя в Художественном училище им. 1905 года в Москве ему прочили славу второго Левитана. Художник вернулся в родной Джамбул – Тараз, который его всегда вдохновлял. С Юрием Калаиджиди трудно не согласиться: виден почерк серьезного мастера, шедшего своим неповторимым путем.

С Юрием Зобаком коллекционера связывает большая дружба, и не случайно в экспозицию включены 26 работ художника (всего экспонатов – 55).

Зобака многие считают сюрреалистом, но Юрий Калаиджиди называет его добрым сказочником. В самом деле, за внешним сходством творческой манеры казахстанца с сюрреалистами кроются отличия: нет у него жутких фантасмагорий, апокалиптических страшилок и тому подобного. Зобак – художник веселый, даже когда он цитирует Сальвадора Дали, то, скорее, переиначивает, «успокаивает» буйство сюжетов великого испанца. Его палитра акварельно чиста, ярка, празднична, свежа, а его фантазии по-детски неудержимы.

Виктор Уфимцев (1899–1964), еще учась на курсах рисования и живописи, подпал под влияние знаменитого футуриста-бунтаря, «потрясателя основ» Давида Бурлюка, затем со своими единомышленниками образовал группу «Червонная тройка». Всего двумя работами – «Автопортрет» и «Папироска» – представлен художник на выставке, но даже по ним видно, что задиристую колючесть, импульсивность он сохранил.

Великолепен «Абай» Меира Аксельрода. По словам Ю. Калаиджиди, все, кто видел этот портрет, в один голос утверждают, что это лучшее, наиболее достоверное изображение великого мыслителя.

Юрий Калаиджиди – коллекционер классический, вроде «Папаши» Танг или Амбруаза Воллара. Он собирает не только живопись и графику, но и редкие монеты, антиквариат, а коллекция самоваров достигла уже тысячи. Он знает подлинную цену каждой вещи и терпеливо, словно садовод, ждет, когда созреет урожай и достигнет той цены, которой она достойна. И тогда он готов и продать ее, как бы ни было жаль расставаться с ней. У каждого экспоната, как у человека, своя судьба, отдельная от автора или владельца, и свою жизнь он должен прожить сам.