Суета вокруг современного искусства в комедии «Буги-вуги»

Режиссерский дебют Дункана Уорда, фильм, снятый по книге Дэнни Мойнихена, был показан на Эдинбургском кинофестивале. Эта сатира о мире современного искусства — совсем не то, от чего зритель будет беззаботно хохотать. Но мышиная возня арт-богемы преподнесена вполне убедительно.

Буги-вуги — не только название полотна, из-за которого и разгорелся сыр-бор, но и ритм самого фильма. Блюзовые такты, левая рука пианиста отвечает за ритм. А правая скользит по клавишам, обыгрывая порой нехитрые мелодии, но всегда по-разному. В общих чертах это и есть буги-вуги. «Буги-вуги» Уорда выстроен по тому же принципу. В качестве левой руки выступает Альфред Райнгольд (Кристофер Ли), полунищий старик, обладатель абстракционистского шедевра за 30 млн долл. Он весь фильм и отбивает ритм ворчливым «ни за что не продам», отбрыкиваясь от атакующих его арт-дельцов. Картину подарил ему сам автор, а ведь искусство важнее денег. Впрочем, так считает только Альфред.

Остальные суетятся вокруг него и друг друга. Боб (Стеллан Скарсгард) и Джин (Джиллиан Андерсон) — коллекционеры-супруги, владельцы галереи, а их дом — сплошное вложение денег в искусство. Даже двух их омерзительно аккуратных пуделей зовут Пикассо и Матисс. Боб жадно посматривает на свою юную ассистентку Пейдж (Аманда Сейфрид в ультракороткой юбке), которая в этом мире новичок не только потому что недавно работает, но и потому, что пока не успела ни с кем из богемы переспать. Джин же спит с молодым художником, который когда-то заманил ее к себе в мастерскую, подвел к одному из своих «шедевров» и, приговаривая «я так вижу», деловито схватил ее за корму. Он, правда, официальный парень еще одной галеристки, Бэт (Хизер Грэм). Но та озабочена карьерой, новой грудью и молодой поп-художницей и из любви к видеоарту даже становится ее любовницей.

Все спят со всеми, кто ни с кем не спит, тот неудачник, во время выставок коллеги смотрят не на экспонаты, а ревниво следят друг за другом и за клиентами (как бы те не переметнулись на сторону). В общем, идет нормальная светская жизнь.

Они — это и есть правая рука, разнообразные варианты одной и той же мелодии на тему «Мечта, рука мастера, сколько?». Кульминация наступает во время развода Джин и Боба и их бесед с адвокатами (одного из них играет Шарлотта Рэмплинг) по поводу собственности, которую можно оттяпать у экс-супруга. Собственность пилят с изяществом дровосека: «Поймаешь его на измене — получишь Гиллиама»; «Она хочет Матисса». — «Матисс — это моя собака, пусть забирает Пикассо»; «А кому достанется Гоген?» (это уже о картине). А развязка — после смерти непримиримого Альфреда, когда все действующие лица встречаются на его похоронах и начинают неторопливо выплясывать круги вокруг вдовы, блондинки с голодными глазами.

Теперь, видимо, все начнется сначала. И ничего не изменилось, кроме личных связей персонажей и полного перелопачивания их собственности. Интересно, если бы Ван Гог отрезал себе ухо в наши дни, за какую сумму это ухо можно было бы продать?

«Рембрандт: я обвиняю». Питер Гринуэй исследует картину Рембрандта «Ночной дозор» и поражает зрителя игрой света и тени в кадре.

«Кофе и сигареты». Фильм Джима Джармуша тоже сделан в ритме буги-вуги. Знаменитости вроде Тома Уэйтса и Игги Попа встречаются и говорят о том, что кофе без сигареты невозможен.

«Общество мертвых поэтов». Содержательный, наполненный емкими историями героев фильм Питера Уира об английской литературе даже «Оскар» получил за сценарий.

«Господин оформитель». Советский триллер о художнике (Виктор Авилов) и его творении — такой же смутный и хаотичный, как и культура декаданса.

«Плезантвиль». Фантазия о брате и сестре (Тоби Магуайр и Риз Уизерспун), попавших в мир телесериала, — симпатичная, но морализаторская, как само искусство телевидения.