Секретный портал — The Secret Portal — Радикальная камера Фотолиги

Отправившись в праздничный Президентский день, когда даже неработающие ветки метрополитена переполнены, на 92-ю улицу в Еврейский музей, я не ожидала, насколько настрой работ исторической фотовыставки “The Radical Camera: New York Photo League, 1936-1951” совпадет с атмосферой сегодняшней нью-йоркской подземки, где никто не улыбается, где грязно и некомфортно, где в изменениях маршрутов запутались даже сами машинисты поездов. После поездки под землей приятно вырваться на 5-е авеню, добраться по Музейной миле до впечатляющего особняка семьи Варбург, переданным Еврейскому музею в 1944-м году, и посмотреть выставку «Радикальная камера. Фотолига Нью-Йорка, 1936-1951»» — черно-белую ритмическую песнь во славу Нью-Йорка истинного — города бедноты, пороков, скученности, неприкаянных одиночек, замурзанных детей, уставших рабочих; города коммерции, фабрик, лавчонок, мелких преступников, митингов; города фотографов, евреев и коммунистов тех времен, когда золотой телец еще только подрастал.

Выставка хороша, а истории, ей предшествующие — еще лучше. История нью-йоркской «Фотолиги» – это история юных реформаторов-евреев, эмигрантов первого поколения (часть из них родились в России), талантливых и жаждущих перевернуть мир в поисках справедливости в видоискателе. Их нарочито сгущено-мрачный подход к поискам объектов фотосъемки был обусловлен желанием помочь маленькому человеку, повернуть его лицом к свету – солнечному и высшему, столкнуть мир низов с идеологией высшего общества. В 1930-м году организация пролетарской солидарности «Международная рабочая помощь» со штаб-квартирой в Берлине, основала в Америке Лигу кино и фотографии (Film and Photo League), целью которой было создание фильмов о жизни и борьбе рабочего класса и снабжение фотографиями «левой» прессы после Великой депрессии и по следам рузвельтовского билля о помощи фермерам, использовавшего документальное фото, как часть государственной пропаганды. Международная организация помощи рабочим выпускала иллюстрированный журнал, снимала документальные киносюжеты. Пару из них показывают на выставке в Еврейском музее и они схожи с тем, что происходит сегодня: толпа на Юнион-сквер и транспарант: «В богатейшей стране мира — два миллиарда долларов помощи банкирам и промышленникам и никакой помощи безработным» (поистине, нет ничего нового под солнцем). Шесть лет спустя, в 1936-м году, Лига распалась на две части – кинообъединение под названием NY Kino (позже — Frontier Films) и Фотолигу (Photo League), нью-йоркскую «Фотолигу» объединившую людей, считавших своим призванием создание исторических документов.

Участники «Фотолиги» снимали ручным 35-миллиметровым аппаратом, путешествовали по стране, фотографировали, как Артур Ротштейн и Сид Гроссман, растерзанных засухой и голодом фермеров, но большинству и не надо было уезжать из Нью-Йорка: Нижний Истсайд, Гарлем, Кони-Айленд таили бездну сюжетов.

Walter Rosenblum. Group in Front of Fence, Pitt Street, New York, 1938

Eliot Elisofon. Untitled (Iodent Toothpaste Ads), c. 1937

Consuelo Kanaga. Untitled (Tenements, New York), 1937

Профессионалы и любители «Фотолиги» пытались создать «настоящую картину мира» через социальную фотографию, замешанную на политической ангажированности и рабочей идеологии. Что не помешало ее участникам — разным по политическим взглядам фотографам — создать шедевры в искусстве уличной фотографии, в которых отразились ритм и геометрия большого огорода. Эмигранты, затравленные дети, грязные квартальные лавки, трущобы Нью-Йорка сфотографированы без жалости, резко, иногда даже без намека на тень, которая бы стушевала этот радикальный подход.

В «Фотолигу» входили такие известные фотографы как Сид Гроссман, Аарон Зискинд, Джером Либлинг, Беренис Эббот, Артур Лейпциг, Артур Феллиг. Нью-Йоркская Фотолига, ставшая позднее Центром фотографии, была одной из самых влиятельных групп фотографов 20 века. 150 черно-белых снимков на выставке – часть истории жанра и истории Америки — тому зримое подтверждение и доказательство того, что эксперименты «Фотолиги» по критике общества удались. Контрасты большого города поданы, как то полагается априори. Дамы в меха и бриллиантах — в меньшинстве. На большей части снимков — гремучий, серый, неопрятный город, чьи жители тяжким трудом добывают себе на хлеб насущный. Не ждите роскоши, блеска, нет даже улыбок. В демонстрирующемся на выставке документальном фильме один из фотографов признается: «В нашей серии снимков о Гарлеме чересчур сгущены краски, не все там было так уж плохо, попадались вполне интересные вещи и моменты, но мы фиксировали темные стороны города, потому что хотели вывести к свету маленького человека, простого работягу. Что-то изменить». Изменить — это реформистам из «Фотолиги» удалось в полной мере. «Гарлемский документ» создавался в течение трех лет — серия фотографий о повседневной жизни чернокожих, само внимание к которой скандализировало часть общества.

Weegee. Max Is Rushing in the Bagels to a Restaurant on Second Avenue for the Morning Trade, 1940

Walter Rosenblum. Three Men on a Stoop, East Harlem, New York, 1952

В такой же полной мере – но позитивной — удалось организаторам выставки привлечь внимание к экспозиции и выпустить каталог, который уже признан одним из лучших подарочных альбомов прошлого года. Каждую из 150 репродукций хочется вырезать и вставить в рамочку – не в узкий черный багет, так традиционно почитаемый в фото-Нью-Йорке, а в тяжелую серебряную раму, соответствующую другим взглядам и представлениям об эпохе, и из уважения к прошедшим годам, влиянию «Фотолиги» и ее радикальным экспериментам с Нью-Йорком.

«Я был евреем, нью-йоркцем и фотографом – конечно, все считали меня коммунистом, — вспоминает Сид Гроссман. — Как и персонажам наших работ, нам в молодости приходилось бороться за кусок хлеба. И доказывать, что мы можем многое сделать». Прежде всего «Фотолига» доказала право на существование социального эстетизма. Эти винтажные, из архивов взятые, черно-белые снимки полны жизни тогдашнего Нью-Йорка – города, где в 1930-е годы общество бурлило так же, как и сегодня, но в неком другом измерении. Это резкие дневные планы и бурлеск и эксцентрика ночного города — в особенности на снимках известнейшего нью-йоркского криминального репортера Артура Феллига по прозвищу «Уиджи».

Что еще есть на снимках? Демонстрация американских коммунистов. Забастовка нью-йоркского Союза рабочих 1947 года. Чумазые дети на улицах. Поэтические красивые зарисовки огромного города, витрины и обшарпанные вывески, крыши, водонапорные башни. Коммунистические идеи в нью-йоркской фотографии, политическая ангажированность, текстура американской реальности. Кони-Айленд, Гарлем, Манхеттен — снизу и сверху, площади и проспекты. И снова – ритм, темп, светотень, бедность, богатство – и при всем этом достоинство и уважение к тем, кто изображен на снимках. Еще в 1917 году один из будущих идеологов «Фотолиги» Пол Стрэнд писал: для того чтобы фотографировать хорошо и честно, автор должен питать «неподдельное уважение к предмету перед ним».

«Фотолига» была не только новаторским союзом молодых фотографов-документалистов Манхэттена, не только идеология, выливавшаяся в попытку запечатлеть непарадную и неприглядную изнанку Нью-Йорка. «Фотолига» объединяла фотошколу, лабораторию, галерею. В ней за годы ее существования обучались более 1500 фотографов. В школе учились в основном выходцы из бедных семей, а преподававшие там знаменитости – такие как Пол Стрэнд, Уолтер Розенблюм и Аарон Зискинд — не брали денег с учеников.

Сиду Гроссману и Аарону Зискинду — представителям первого поколения еврейских иммигрантов — не чужды были левые взгляды. Но тот же Сид Гроссман, которому было всего 23 года, когда образовалась «Фотолига», призывал выходить за строгие геометрические черно-белые документальные рамки и находить более лирические формы показа мира и обыденной городской реальности. Реформисты превращались в художников. А сам Сид в 1950-е годы уехал из Нью-Йорка и фотографировал птиц и океан – и эти снимки тоже есть на выставке, но уже у выхода.

Alexander Alland. The Old Bridge.

После Второй мировой войны, где-то в 1948-49-м годах, «Фотолига» перестала фокусироваться только на темах пролетарского Нью-Йорка, вспомнив о роскоши этого города. Но когда в США началась охот на ведьм времен холодной войны, «Фотолига» была включена в черный список как организация, относящаяся к «фашистским, коммунистическим или ведущим подрывную деятельность» и в 1951 году объединение, задавленное маккартизмом, прекратило свою работу. К счастью, в США не жгли фотографии, так что ныне в Еврейском музее можно, как в волшебном фонаре, увидеть Нью-Йорк определенного социологического среза — Нью-Йорк прошлого так, как видели его радикальные идеологи с радикальным камерами, евреи-американцы в первом поколении, верящие в социализм, силу документальной фотографии и в искусство. Часть из них уже ушли в мир иной, часть стали богатыми и знаменитыми, а третьи просто всё позабыли. Но в молодости они шли честно с камерой наперевес, улица за улицей, фиксируя жизнь крупным планом без модернистских трюков. «Искусство фотографии имеет мало общего с техникой съемки. Все дело в том, что именно хочет выразить фотограф. А фотоаппарат – это всего лишь инструмент, который будет бесполезен, если у человека нет идей» — так говорил Джером Либлинг, один из членов «Фотолиги».

В разное время «Фотолига», сама ставшая классикой американской фотодокументалистики, устраивала выставки Анселя Адамса и Доротеи Ланг, Эдварда Уэстона и Анри Картье-Брессона. Эти выставки охватывали все самое интересное, что происходило в американской и европейской документальной фотографии. Сейчас это самое интересное возрождено на выставке «Радикальная камера» в Еврейском музее Нью-Йорка.

Датой основания Еврейского музея Нью-Йорка считается 20 января 1904 года, когда судья Майер Зульцбергер передал в дар Еврейской теологической семинарии коллекцию из 26 предметов искусства, принадлежавших к еврейской культурной традиции. В 1931 году собрание было переведено на Бродвей, в здание на 122-й улице, где был в отдельном помещении создан «Музей еврейских церемониальных предметов». Благодаря финансированию меценатов еврейского происхождения первоначальная коллекция была значительно расширена. В январе 1944 года Фрида Варбург, вдова скончавшегося в 1937 году известного филантропа Феликса Варбурга, передает их семейный дом для постоянной экспозиции Еврейского музея, впервые принявшего посетителей в мае 1947 года. Здание музея с элементами французской готики было построено по проекту архитектора К. Гильберта в 1908 году.

Источник: http://velelens.livejournal.com