Фотогаджеты начинают теснить рынок фототехники

Фотогаджеты начинают теснить рынок фототехники. Однако он все же продолжает развиваться, наиболее динамично — в сегменте дорогих зеркальных фотоаппаратов

Вы еще снимаете на фотопленку? Скорее всего нет: пленочные фотоаппараты и сопутствующие им проявитель, ванночки с фиксажем, красная лампа и другие атрибуты аналоговой фотосъемки для большинства остались в прошлом. Главным инструментом фотографии окончательно и бесповоротно стал цифровой фотоаппарат.

Однако в прошлом году мировой рынок этой техники впервые за свою историю (если не считать провала продаж в кризисном 2009-м) пошатнулся. По данным Ассоциации производителей фотокамер (Camera & Imaging Products Association, CIPA), по итогам 2011-го мировое производство фотокамер снизилось на 5%, до 115,5 млн единиц (см. график 1). Падение в денежном измерении было еще более значительным — почти на 12%, до 18 млрд долларов.

Общемировое снижение продаж цифровых фотоаппаратов специалисты объясняют натиском мобильных устройств, которые в последнее время фотографируют все лучше и лучше. Впрочем, не все страны вписываются в этот общемировой тренд. Например, в России рынок фототехники пока активно растет: по данным международной исследовательской компании GfK, по итогам прошлого года он достиг 6,5 млн единиц. Это примерно на четверть больше, чем в 2010-м, и более чем вдвое превышает результаты кризисного 2009 года, когда было продано около 3 млн цифровых фотоаппаратов (см. график 2).

Правда, пока угроза драматичного падения мирового рынка все же невелика, и вряд ли в обозримом будущем фотогаджеты станут причиной сильного сокращения рынка фотокамер. «Да, в мобильных телефонах сейчас появляются все более качественные функции фотосъемки, скажем, уже не редкость, когда смартфон имеет встроенную пятимегапиксельную камеру. Однако все же наиболее важные и интересные события своей жизни люди предпочитают запечатлевать с помощью отдельного фотоаппарата, — говорит Никита Сивов , консультант GfK. — Это в первую очередь относится к отечественному рынку, который сильно упал лишь в кризис, а сейчас продолжает уверенный рост. Вполне возможно, что в ближайшее время российский рынок фототехники станет одним из самых крупных в Европе».

В целом весь рынок фототехники специалисты делят на два больших сегмента — более дорогие фотоаппараты со съемной оптикой (это в основном так называемые зеркалки — зеркальные камеры) и более доступные камеры с несъемным объективом (самые дешевые из них обычно называют мыльницами).

«Мыльницы» — гораздо более массовый товар: по данным CIPA, мировой объем их производства в прошлом году достиг 100 млн единиц, в то время как камер со съемными объективами выпускают почти в семь раз меньше — около 15 млн. Естественно, в денежном выражении этот разрыв не столь велик: в прошлом году «мыльниц» продано примерно на 12 млрд долларов, а более дорогих камер со съемными объективами — на 6 млрд.

Интересно, что динамика развития этих двух основных сегментов рынка разная. Общемировое снижение продаж цифровых фотокамер происходит как раз за счет сокращение продаж «мыльниц»: по данным CIPA, в прошлом году их производство в мире сократилось на 8% (см. график 1). Основных причин две. Во-первых, рынок компактных камер уже насыщен — в развитых странах одна семья может иметь несколько «мыльниц». Во-вторых, как уже упоминалось выше, на сегмент дешевых компактных камер оказывает давление растущее число фотогаджетов — многие теперь предпочитают делать снимки с помощью смартфона.

В отличие от компактных камер сегмент зеркалок переживает бурный расцвет. По данным CIPA, в последние годы мировой прирост продаж этого вида фототехники показывает ежегодный прирост на 20–25% (см. график 1). Популярность зеркалок объясняется двумя основными факторами: с одной стороны, цены на них постепенно снижаются, а с другой — этот рынок даже в развитых странах еще недостаточно насыщен: не каждая семья располагает таким почти профессиональным фотооборудованием. И по мере того как оно становится доступнее, все больше людей хотят купить принципиально более качественную фотоаппаратуру.

«Еще год назад зеркальных камер на российском рынке было лишь 7 процентов, а в последние месяцы 2011 года их стало уже 14 процентов, — отмечает Никита Сивов из GfK. — Мы считаем, что рынок зеркальных фотоаппаратов в России продолжит расширяться и в текущем году: в нашей стране растет интерес к профессиональной и полупрофессиональной фотографии, открываются школы и курсы фотографии, выставок фотографий становится все больше, а сегменту еще есть куда развиваться — в ряде европейских стран, по данным GfK, его доля порой превышает 20 процентов».

Что касается основных производителей фототехники, то сейчас на этом рынке почти безраздельно правят бал японцы и корейцы. Единственный неазиатский производитель, который в прошлом году занимал 7% рынка фототехники, — компания Kodak — не выдержала конкуренции и месяц назад объявила о банкротстве.

Всего в мировой рейтинг производителей фототехники входят девять основных игроков (см. график 3), семь из Японии: первенство здесь принадлежит Canon (около 20% всего рынка), далее очень плотно идут Sony (18%), Nikon (13%), Samsung (11%), Panasonic (8%), около 7% в предбанкротном состоянии занимал Kodak и замыкают список основных игроков Olympus (6%), Fuji (5%), Casio (4%).

В списке производителей зеркальных камер ключевых игроков гораздо меньше. По сути, это всего три компании: почти половину рынка занимает Canon (45%), около трети принадлежит Nikon (30%), замыкает тройку лидеров Sony с долей в 12%.

Впрочем, нельзя сказать, что развитие этих ведущих азиатских производителей фототехники происходит под безоблачным небом. Все японские компании недавно сильно пострадали от землетрясения, ощутимо по ним ударили и навод­нения в Таиланде. Ведущий игрок рынка, Canon, в последнее время показывает плохие финансовые результаты (это вызвано не очень успешной работой подразделений компании, не связанных с производством фотоаппаратов): стоимость акций Canon Inc. в прошлом году упала на 19%, из-за чего в конце января этого года в отставку подал президент компании Цунедзи Утида . А Olympus находится в предбанкротном состоянии из-за того, что ее руководство оказалось замешанным в скандале, связанном с сокрытием больших убытков.

По-разному складывается судьба глобальных игроков и в России. «Мы считаем, что на российском рынке в сегменте компактных фотокамер благодаря удачному модельному ряду и эффективной рекламе очень успешно развивается компания Nikon, — говорит Мирсамед Сеидов , руководитель направления “фото-видео” компании “Эльдорадо”. — Помимо Nikon ключевыми игроками на российском рынке являются Canon, Nikon, Sony. Нельзя не отметить японскую компанию Fujifilm, которая сейчас тоже чувствует себя очень уверенно как в России, так и во всем мире».

Одновременно продавцы фототехники в России указывают на такую проблему, как серый импорт. Она актуальна в сегменте дорогих зеркалок, особенно в секторе продажи объективов. «По нашим данным, более половины продающихся в России объективов для зеркальных камер — это серый импорт, то есть нелегально ввезенный товар, — заявляет Антон Гуськов , директор по связям с общественностью Российской ассоциации торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники (РАТЭК). — Связано это с тем, что в отличие от цифровых фотокамер ввоз объективов для них почему-то облагается таможенной пошлиной в 15 процентов. Если добавить к этому еще и НДС, то получается, что за границей объектив обойдется дешевле минимум на 30 процентов. Мы считаем, что необходимо отменить пошлину на объективы, тем более что она не защищает российского производителя — объективы для фотокамер у нас в стране не выпускаются».

Развитие фоторынка стимулирует и рост его технологичности. Ведущие мировые производители стремятся заманить покупателей все новыми и новыми функциями. Особенно это характерно для рынка «мыльниц», где конкуренция обострена до предела и игроки стремятся выделиться яркими технологическими новшествами.

Недавно мы были свидетелями настоящей «гонки за мегапикселями»: сейчас в сегменте компактных «мыльниц» не редкость модели с 12-, 14- и даже 16-мегапиксельными матрицами, что еще недавно казалось для компактных фотоаппаратов невероятным. Хотя объективно неоправданное увеличение разрешения матрицы не всегда идет на пользу качеству фотоснимков, так как может повысить уровень так называемого шума на фотографиях. «Многие покупатели компактных камер не сформировали своего представления о том, каким должен быть их фотоаппарат, они имеют лишь представление о престижности бренда и знают верхний предел цены, которую готовы заплатить, — рассказывает Никита Сивов из GfK. — Некоторые что-то слышали о мегапикселях, их логика “чем больше — тем лучше”, и производители начинают гнаться за подобными покупателями, каждый год обновляют линейку, добавляя в нее камеры все с большим количеством мегапикселей».

Заметную роль в сегменте компактных камер играют и рекламные кампании производителей, которые пытаются доказать покупателю, что та или иная новая функция ему будет очень полезна. «Весь 2011 год мы наблюдали за ростом сегмента камер с большим оптическим зумом, — продолжает Сивов. — Производители сопровождали свои новые модели агрессивной рекламой, так что вскоре у покупателей, можно сказать, сложилось мнение о том, что десятикратный оптический зум — это must have в фотоаппарате».

Помимо этого маркетологи отмечают, что в последнее время покупатели часто обращают внимание на такую новую функцию компактных камер, как автоматическое распознавание лиц в кадре, — когда фотоаппарат сам может найти в кадре человеческое лицо и автоматически подстроить характеристики съемки. Востребованы и фотоаппараты с функцией панорамной съемки, а также с расширенным динамическим диапазоном (так называемая функция HDR, когда удается наиболее живо передать полутона снимаемого объекта).

Безусловно, важная функция последних моделей фотокамер — их способность снимать видео высокой четкости (HD). «Росту популярности фототехники способствует то, что фотокамеры постепенно заменяют видеокамеры, некоторые модели позволяют снимать видео высокой четкости, качество которого выше, чем у снятого с помощью большинства бюджетных любительских видеокамер, а на профессиональные зеркальные камеры сейчас снимают даже кинофильмы», — рассказывает Мирсамед Сеидов из «Эльдорадо».

Интересное новшество связано с появлением в фотоаппаратах навигационного GPS-модуля. Благодаря ему аппарат может автоматически определять и обозначать на фото точное место съемки. А некоторые производители замахиваются на то, чтобы делать трехмерные фотографии. Например, сейчас на российском рынке широкую рекламную кампанию своих трехмерных аппаратов в розничных сетях электроники проводит Fuji. Некоторые последние модели фототехники могут также выходить в интернет. «Современным пользователям возможностей делать снимки и снимать видеоролики уже недостаточно, они хотят делиться ими с другими людьми через интернет-сообщества. Потому новая востребованная тенденция на рынке фотокамер — это возможность их беспроводного подключения к интернету по Wi-Fi и загрузки на различные веб-ресурсы, — продолжает Мирсамед Сеидов. — Другой вопрос, что пока в России продажи таких камер сдерживает относительная слабая развитость беспроводной связи на базе Wi-Fi».

В сегменте фотоаппаратов со сменной оптикой зреет технологическая революция: здесь появился новый тип фототехники — беззеркальные камеры со сменной оптикой.

Раньше такая роскошь, как сменный объектив, была только у зеркальных камер (традиционные зеркалки, как и старые добрые пленочные фотоаппараты, оснащены оптическим зеркальным видоискателем). Новые же так называемые гибридные, системные, или псевдозеркальные, камеры имеют вместо зеркального видоискателя электронный, в результате чего стало технологически возможно сильно уменьшить габариты и вес корпуса камеры — они становятся почти такими же, как у «мыльницы». При этом цена их доступнее, чем у традиционных зеркалок, а качество, по мнению многих, очень близко к профессиональным моделям.

«Само появление беззеркальных моделей со сменной оптикой, которые позволяют получать снимки сопоставимого, а порой и более высокого, чем у бюджетных зеркальных камер, качества, стало возможным благодаря новым технологиям: производству малошумных и “быстрых” матриц, качественных электронных видоискателей и LCD-экранов, — объясняет Мирсамед Сеидов. — Ведь наличие в фотокамере зеркала не самоцель, оно позволяет получить реалистичное изображение снимаемой сцены в оптическом видоискателе, а также использовать наиболее быструю систему автофокусировки, которую технически сложно качественно реализовать в фотокамере без использования зеркала».

Год назад лидерство в новом сегменте беззеркальных фотокамер держали Olympus и Panasonic. Чуть позже позиции на этом рынке усилила компания Sony, вслед за конкурентами бросились Samsung, а также Nikon и Pentax. Продавцы отмечают очень успешные продажи этого типа камер. «Компактные камеры со сменной оптикой показывают наиболее высокие темпы роста, — констатирует Гидо Рем , директор по закупкам компании Media-Saturn Russia (сеть магазинов Media Markt. – “ Эксперт ”). — Если в 2009 году эта категория техники занимала всего 0,1 процента от общего количества проданных фотокамер, то в 2011-м их доля в объеме продаж фотокамер у нас в сети выросла до пяти с небольшим процентов».

Продавцы фототехники убеждены, что в ближайшем будущем продажи беззеркальных камер пойдут вверх, хотя они вряд ли полностью вытеснят традиционные зеркалки: энтузиасты фотографии и уж тем более профессионалы, вероятнее всего, будут приобретать компактные камеры со сменной оптикой, скажем, в качестве запасного фотоаппарата и брать такое устройство с собой, когда не хочется таскать тяжелую камеру, — например, на пляж.        

Источник: http://expert.ru