Путешествие по Подмосковью (блог передачи), Выставки в Звенигороде — Новости Украины — Новини України — Сводка.нет

В Звенигородском историко-архитектурном и художественном музее открылась новая выставка – «Царское богомолье». Выставка совместная с музеем Сергиева Посада – что понятно: именно этот сюжет два подмосковных монастыря, Саввино-Сторожевский и  Троице-Сергиеву лавру, объединяет. По разным причинам (только что избранный на  царство Михаил Федорович останавливался по пути в Москву в Троице-Сергиевой лавре, а его отец патриарх Филарет в схожей ситуации – в Саввино-Сторожевском) именно они стали традиционным местом царского официального паломничества даже  после перевода столицы в Санкт-Петербург. И это обстоятельство в немалой степени влияло и на монастырскую архитектуру, и на снабжение храмов произведениями декоративно-прикладного искусства.  

Для архитектурного комплекса Саввино-Сторожевского монастыря главным «перестройщиком» стал второй царь из династии Романовых, Алексей Михайлович. Он воздвигает на монастырской территории дворец для собственного пребывания там со свитой.

Второе здание той же  эпохи – Царицыны палаты, предназначенные для супруги Алексея Михайловича, Марии Милославской. Это здание сейчас остается музейным, и именно в нем, помимо постоянной экспозиции, открылась выставка «Царское богомолье».

Следующей правительницей, которая могла внести существенные изменения в монастырский ансамбль, оказалась Екатерина II. Но сначала – о представленном на выставке ее портрете, прибывшем из Сергиева Посада. Это работа Боровиковского, и уже в первый день работы выставки некоторые зрители, только войдя, сразу спрашивали об этом портрете.

Так вот, Екатерине монастырь понравился. И ей – как когда-то Алексею Михайловичу – тоже пришло в  голову выстроить там для себя дворец. Даже планы успели подготовить. От своих намерений императрица, однако, в конце концов отказалась – так что ансамбль XV-XVII веков остался ненарушенным.

Что же до портрета – его найти нетрудно, сразу в конце первой анфилады залов.

Уцелел монастырь и в 1812 году – причем с эпизодом захвата его французами здесь связана сказка. Ставшая при этом известной значительно позже.

Рассказ же таков. В 1812 году, уже после Бородина, по пути в Москву, монастырь заняли отряды пасынка Наполеона, Евгения Богарне.

Ситуация, понятно, влекла за собой риск для монастырских построек и убранства. Однако (как позже пересказал сын Евгения Богарне герцог Максимилиан Лейхтенбергский) в первую же  ночь, проведенную в монастыре, Евгению Богарне привиделся некий старец, попросивший «его монастырь не трогать». (История  при Николае I попала в печать – хотя и с пометкой «легенда».)

Мы не знаем степени религиозности – или суеверия – наполеоновского пасынка. Как бы то ни было, он  действительно приказал выставить у старинного – начала XV века – монастырского собора охрану.

В результате уцелел даже  соборный иконостас (поврежден он будет позже, после уже русской революции) – тогда как многие храмы к западу от Москвы оказались в то время буквально разграбленными.

(Отмечу мимоходом, что соборные фрески, к сожалению, поновлялись, и то, что можно видеть сейчас, – явно позднее. Хотя расчищенный фрагмент показывает, что там, непременно, было что-то интересное.)

Выставка, к слову показывает, что «туристический» интерес к культовым сооружениям – дело отнюдь не только сегодняшнее. Изданий с описанием монастырской архитектуры – и даже  просто путеводителей – в XIX веке появляется немало.

У музея между тем есть еще один выставочный корпус, за монастырскими стенами,

Добавлю, что пока там еще продолжается выставка старинных книг – «Апостолы книги».

Выставка приурочена к  450-летию выпуска первой точно датированной русской печатной книги – «Апостола» – Иваном Федоровым на Московском печатном дворе. 

Интересно, что книгопечатание встретило первоначально сопротивление со стороны профессиональных переписчиков книг – вплоть  до того, что печатный двор в столице был сожжен, а сам Иван Федоров вынуждении был покинуть Москву и продолжить свою деятельность за границей. Но  книгопечатание, как мы знаем, в конце концов победило.

Книги же рукописные сохранялись в старообрядческой традиции – но это уже другая история.

Эту выставку можно будет еще увидеть в течение недели, по 25июля.

Возвращаемся в комплекс монастыря с информацией для любителей погулять по старинным стенам и  пофотографировать сверху: это вероятно.

Как туда попасть: через так называемую «Провиантскую» башню (название историческое, а теперь там еще очень кстати для посетителей устроено кафе). От колокольни это будет слева.

А вот чтобы полюбоваться сверху на окрестные пейзажи, надо обойти монастырь по периметру снаружи. Зимой это может быть проблемно, а летом в самый раз.

Наконец, для интересующихся «чеховской» липойв Звенигороде: сломанная два года назад ураганом со снегопадом, она, тем не менее, успешно и мощно дает побеги. А рядом вполне неплохо чувствует себя молоденькая липа, посаженная на прошлогоднем городском чеховском празднике в память старой.

О звенигородских достопримечательностях читать также здесь и здесь.

Теперь что касается дороги. Электричка до Звенигорода с Белорусского вокзала и автобусы – на своем месте. А вот для автомобилистов есть новость, причем приятная: завершилась реконструкция развязки на Новорижском шоссес первой бетонкой (А-107). Сворачивайте с Новой Риги  на бетонку направо (!) по  указателям и дальше по прямой. Километров через десять, внутри Звенигорода – – поворот направо по указателю «улица Московская» и дальше по ней к музею. Там тоже есть указатели.

А теперь внимание, анонсы. В следующий уикэнд, 25 и 26 июля, в Подмосковье сразу два интересных события.

В Бородине 25 числа – Международный конный военно-исторический фестиваль имени Дениса Давыдова.

В музее-усадьбе «Мураново» оба дня, 25 и 26  – ежегодный фольклорный фестиваль «Сенокос».

Понятно, что выбор нелегкий. Однако за два дня можно при желании постараться успеть и туда, и  туда.  🙂

Источник: