Хрустальные напёрстки, спички XIX века и венецианские маски

Такие вещицы показывают дома особенным гостям. Потому что в них – целый мир, на создание которого уходят годы, а то и вся жизнь.

Выставку предметов увлечений благовещенцев в Амурском областном доме народного творчества проводят в третий раз. Но в отличие от прошлых двух экспозиций новую решили собрать из необычных хобби.

Поделиться своими коллекциями решили 11 благовещенцев. Это Наталья Белоноженко, Оксана Головачёва, Ирина Ефанова, Алексей и Ольга Зимниковы, Елена Крошко, Лариса Крючкова, Алексей Плахонин, Максим Цепляев, Инга Шипова и Елена Шипунова. У каждого из них – своя история создания коллекции.

Руководитель студии танца «Эксклюзив» Инга Шипова собирает необычные головные уборы. Одна шляпа, например, украшена колёсиками из часового механизма. Эта коллекция перекликается с собранием Алексея Зимникова. Руководитель театра огня «Одержимые» вывесил богатое мексиканское сомбреро, вьетнамскую коническую шапку «нонла», тайский головной убор и другие. Особая гордость Алексея Зимникова – настоящие венецианские маски, привезённые из Китая, Владивостока и самой Венеции. На итальянских максах есть обязательный атрибут – сертификат соответствия в виде небольшой картонной этикетки с печатью. Как выяснилось, коллекция изначально имела прикладное значение.

– Когда я создал театр, у меня первое направление файер-шоу было в венецианском стиле. Это «ходулисты», «арлекины» и другие. Им нужны были маски, мы их покупали. Уже потом это перешло просто в собирательство.  В среднем маска стоит 100–120 долларов, – рассказал владелец коллекции.

Венецианская маска – это настоящее произведение искусства. На выставке можно рассмотреть, что основа масок выполнена из пластмассы или папье-маше. Последний материал делает изделие значительно дороже.

Венецианские маски делятся на два вида: первый – из итальянской комедии дель арте (комедии масок) – особого вида уличного театрального представления итальянского Возрождения, возникшего в середине XVI века. К ним относятся Арлекин, Коломбина и другие персонажи. У каждого был свой характер,  правила поведения и особая манера одеваться. Второй вид масок к театру не относится. Это классические Венецианская дама, Мадам Кошка, Турок, Доктор Чума и другие. В собрании Алексея Зимникова есть носатая маска Доктора Чумы – её история одна из самых интересных.  Во времена эпидемий доктора, обходя чумных больных, надевали эту маску, в клюв которой помещали разные ароматические вещества, которые якобы предохраняли их от заражения. Ходили они в длинном чёрном плаще и с палкой – ею они касались больных. Такой врачеватель издали напоминал зловещую птицу. Сейчас это – персонаж, довольно популярный на карнавалах.

Большая часть коллекций – семьи Зимниковых. Алексей говорит, что предметы собираются по ходу жизни.

– Очень люблю путешествовать и из разных стран и городов привожу трубки курительные. У меня их около 20 штук собралось за лет восемь, – рассказал коллекционер. – Долгое время также состоял в клубе настольных игр «Берсерк» вместе с Алексеем Плахониным. Большинство этих игр в Благовещенске не продаётся, поэтому их привозили друзья или наборы выписывались на заказ.

Алексей Плахонин рассказал, чтоон ничего специально не коллекционировал. Собрание получилось само.

– Я покупал, чтобы играть. У  меня игры не лежат на полках, ко мне приходят друзья, и мы всегда заняты. Есть игры, в которые я играл раз или два, есть очень любимые. Здесь больше другое. К играм периодически выходят какие-то дополнения, их покупают. Думаешь: надо заказать, потом сравниваешь – вот это лучше, это хуже, – отметил Алексей Плахонин.

На соседнем стенде – коллекция фигур Алексея Зимникова из WarСraft. Собиратель признался: здесь всё началось с того, что три года назад из Харбина ему привезли одну фигурку. Некоторые образцы, например Совиный медведь, – для украшения, другими – Троллем или Лесным друидом – можно играть детям, у них есть подвижные части. Но вряд ли владелец разрешит ими баловаться: фигурки стоят недёшево.

Страсть к коллекционированию Алексею передалась по наследству. На выставке представлены коллекции, которые создавали ещё его мама Ольга Юрьевна Зимникова и бабушка Алиса Алексеевна Старкова. Бабушка собирала открытки 50-х годов с видами Москвы, Ленинграда и других городов. Мама Алексея продолжила дело, но уже коллекционировала открытки с изображением героев советских фильмов. Киностудия «Мосфильм» на протяжении нескольких лет выпускала серии таких подборок. На выставке представлен альбом с собранием 60-70-х годов.

Ещё один стенд вмещает коллекцию виниловых пластинок и аудиокассет семьи Зимниковых, а также когда-то показатель определённого достатка – японский магнитофон Hitachi. У Зимниковых он появился уже в начале 80-х. Импортную диковинку достали в Ленинграде, куда напрямую шла зарубежная техника. Магнитофон до сих пор работает, с гордостью отмечает Алексей. А кассеты удалось выставить не все.

– У меня за всё время увлечения рок-музыкой набралось более 5 000 кассет. Естественно, выставлять их не стал – выбрал кое-что для антуража. На некоторых пластинках – на «Алисе», Розенбауме, Шуфутинском – есть автографы исполнителей, – рассказал Алексей.

Центральной частью экспозиции стало собрание ударных и шумовых музыкальных инструментов благовещенского музыканта из группы «УбиК» Максима Цепляева.

– Ничего специально не покупалось. Просто мне часто дарят такие вещи, привозят с разных концов света. Так и набралась коллекция, – рассказал владелец целой батареи там-тамов: бурятских, тайских и других. Есть в его собрании «посох дождя» и инструмент, имитирующий шум грома – этакая алюминиевая банка с хвостиком. Были и привычные – например, тамбурины. Из малознакомых – кахон: ящик с пластиковой декой внутри и решёткой. Максим Цепляев изготовил его сам – по чертежамиз Интернета. Но дома есть и настоящий.

Самый маленький инструмент в коллекции – двусторонний барабанчик на ручке с двумя шариками, подвешенными на веревочках. Чтобы он зазвучал, надо очень быстро крутить им и размахивать. Это сувенир, который продают туристам в Бурятии, Таиланде, Китае, Японии. В разных культурах он называется по-разному.

А самый замечательный экспонат, по словам владельца коллекции, – боб рожкового дерева. Его из Израиля Максиму привезла мама. Это, по сути, большой высушенныйстручок длиной около 20 сантиметров. Внутри – семечки. И если трясти таким «инструментом», он может сойти за неплохие маракасы.

– Интересно, что все семечки всегда одинакового веса – каждое весит 0,2 грамма. Эта особенность дерева была известна с библейских времён. Этой мере веса дали название «карат», от carato – это плод рожкового дерева. Как мы знаем, сейчас в каратах измеряется вес драгоценных камней в ювелирном деле, – рассказал Максим Цепляев.

Есть в этом собрании даже ссылка на историю благовещенского рок-движения. В качестве образца представлена пивная банка, наполненная монетами. Когда не было маракасов, самодельный инструмент использовали на уличных концертах. Более нежное звучание давал рис.

Коллекционные напёрстки и спичечные коробки XIX века

Одна из самых необычных коллекций – собрание напёрстков. Что-что, а инструменты швейного дела собирают редко. Хотя и название этому придумано – диджитабулизм.

По одним данным, первые напёрстки для шитья появились более 2 000 лет назад в Китае. По другим – в Римской империи в I веке нашей эры. На Руси напёрстком называли кистень, который предназначался для утяжеления руки в кулачном бою и специальное кольцо, которое надевалось на большой палец правой руки при стрельбе из лука. В моду напёрстки вошли в 1770-х  и были непременным элементом набора для шитья, предназначенного для аристократок. Обычно их изготавливали из меди, серебра, бронзы и слоновой кости.

С изобретением швейных машин  напёрстки потеряли былую популярность, но тему подхватили коллекционеры, и многие такие предметы стали декоративными. Сейчас чаще это колпачок, выполненный из фарфора, металла, гипса, дерева, папье-маше, стекла или кожи. Используются разные техники оформления – перегородчатая эмаль, мозаика, наклейки и роспись.

На выставке в АОДНТ представлена коллекция напёрстков Ларисы Крючковой.

– Для меня это самая необычная коллекция, это открытие, – рассказала и. о. директора АОДНТ Наталья Белоноженко. – Самый старый напёрсток, представленный здесь, датируется 18 веком. По словам Ларисы, он попал к ней с раскопок. Есть здесь и целый паровозик напёрстков. Чтобы ими воспользоваться, надо только перевернуть вагоны.

В коллекции представлен даже хрустальный и кожаный напёрстки. Но больше – металлических и фарфоровых. Имеется и напёрсток, для которого изготовлена специальная арочка, в которую он вставляется. Всё, конечно, красивое, расписное.

Лариса Крючкова одними напёрстками не ограничилась. Её ещё одна необычная коллекция – собрание спичечных коробков. А они тут самые разные – со всех уголков мира, с разноцветной серой на головках.  Самый старый коробок – 1820 года, как указано на заводской наклейке. В те времена такой нельзя было просто носить в кармане: это была внушительная деревянная коробка весом в треть килограмма. Такие на одном из сайтов объявлений, кстати, сейчас как раз продают за 500 рублей.

Есть в собрании и коробок с нанесённой на дереве Триумфальной аркой Благовещенска. А вот коробки местной фабрики «Искра» – единственного на весь Дальний Восток спичечного производства с 1894 до 1990-х годов – решили не выставлять. Но увидеть хотелось бы: как-никак, история города…

Ангелок из Вифлеема, фигурки из «киндер-сюрпризов» и счастливые билетики

На выставке представлено ещё много разных коллекций, среди них – альбом со счастливыми автобусными билетиками Ирины Ефановой. Наряду с современными в нём есть и образцы советского периода. На отдельной полке расположилась коллекция ангелочков Анастасии Крошко – фарфоровых, пластмассовых, хрустальных. Один, из белого камня, привезён из Вифлеема.

Выставлены комиксы, фигурки черепашек-ниндзя и другие коллекции. Отдельный сектор – музей лоскутной куклы Оксаны Головачёвой, где представлены произведения благовещенских мастериц. Сюда часто привозят туристов из Китая.

Благовещенцы из поколения 70-90-х годов помнят так называемые открытки-переливашки. Поворачивая ребристую поверхность такой карточки, можно увидеть, что изображение не только имеет объём, но ещё и движется. Для собирателя Натальи Берестенко – это часть жизни. Тем более что её коллекция узкой тематики – это кадры из советских кинокартин и мультфильмов.

– Мы все гонялись за «переливашками». Но однажды в снегу я увидела открытку, она здесь представлена, с изображением кадра из советского мультфильма «Руслан и Людмила». Я никогда таких не видела. Потом пошёл азарт, я их выискивала в магазинах. Самая любимая открытка – с балериной, которая как будто парит над сценой, а при повороте даже платье колышется, – рассказала Наталья.

За свои детство и юность ей удалось набрать небольшую коллекцию. Во взрослой жизни увлечение переросло в собирание открыток АТС – на выставке представлен пухлый альбом с ними. Artist Trading Card, в переводе это – обменная карточка художника.

История у таких карточек давняя. В XVII веке это были миниатюрные портреты, которые заказывали у художников, чтобы носить с собой. Импрессионисты обменивались такими карточками как образцами стиля и техники. Вспомнили о карточках АТС в наше время. В конце 90-х в Швейцарии начали проводить регулярные выставки-ярмарки, куда съезжаются художники и коллекционеры. Но чаще АТС просто обмениваются, показывая своё художественное мастерство.

Наталье Берестенко получала карточки со всего света, о чём свидетельствуют подписи на обороте. Предварительная переписка, как правило, ведётся в Интернете на специализированных форумах.

Чем только ни украшают мастера свои карточки: природным материалом, бумажными веерами с миниатюрными палочками, жидким камнем и многим другим. Есть в коллекции Натальи Берестенко карточка с изображением актрисы Деми Мур, нарисованным карандашом одной питерской художницей. Изготавливают карточки даже в технике ковроткачества, валяния и других. Полёт фантазии ограничивается лишь размером 63х89 миллиметров, как у игральных карт и весом. Как правило, такая карточка путешествует в обычном конверте. Для защиты она упаковывается в салфетки.

– Меня к коллекционированию карточек АТС привлекло именно трепетное ожидание, которое ты испытываешь, когда должна прийти открытка. Ты не знаешь, что там, внутри конверта. Постоянно проверяешь ящик. И когда дрожащими руками открываешь, а там – настоящее маленькое чудо, это полнейший восторг! – рассказала Наталья Берестенко.

В альбоме собрано более 300 открыток, все выставить не удалось. Но при желании посетителей автор коллекции может достать её из стенда и дать полистать.

Есть в частных коллекциях благовещенцев и такие предметы, которые выставлять запрещает закон. Это, например, собрания формата «18+», а также спиртные напитки. Один коллекционер предлагал выставить собрание 50 шкаликов, но организаторы не согласились. Хотя признались: экспозиция выглядела бы впечатляюще.

– Предлагали выставить монеты, предлагали серебряные фигурки. Мы побоялись. Хоть и зал под наблюдением, но всё же, мало ли что, – рассказала Наталья Берестенко.

В течение следующей недели коллекции планируют дополнить новыми экспонатами, которые будут «утрамбовывать» на уже имеющихся стендах. Дополнительной выставочной площади у АОДНТ нет. Эта выставка открыта в большом холле Дома народного творчества до 25 августа. Посещение бесплатное.

Между тем организаторы задумали провести целую серию подобных выставок. С предложениями просят обращаться лично в отдел народного творчества АОДНТ либо звонить по телефонам – 777-810, 777-807

Источник: