Праздники страны Советов

Выставка с таким названием открылась на днях в выставочном зале РОСИЗО.

Наверно, стоит напомнить, что это за организация. Создавалась она – тогда под наименованием «Дирекция художественных фондов» – при Минкульте еще в 1959 году. С 1977 года носила название «Росизопропаганда». Ну, а с 1994 года это Государственный музейно-выставочный центр «РОСИЗО».

Чем занималась? Закупками произведений искусства, их хранением и распределением по музеям (отметим мимоходом, что сюда же на волне десталинизации многие музеи возвращали «идейно негодные» произведения за ненадобностью). Ну, а кроме того, организация устраивала выставки.

В результате сейчас в фондах РОСИЗО – около 30 тысяч так называемых «единиц хранения» в виде живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства. Что организация периодически показывает на выставках – как самостоятельно, так и в сотрудничестве с иными музеями и институциями. Одну из экспозиций мы и имеем перед глазами.

В подготовке данной выставки приняли участие также Архив кинофотодокументов и ИРРИ (Институтрусского реалистического искусства – по сути, это частный музей). Здесь фотографии, плакаты, лаковые шкатулки — все на идеологическую тему.

Но мы посмотрим повнимательней на живопись.

Старт теме задает вот эта маленькая кустодиевская акварель 1923 года. Но всерьез соцреализм начинает разворачиваться в начале 30-х. Показательный пример – «Демонстрация на площади Урицкого». Написана в 1937 году («…жить стало веселее…»).

Все как положено – вожди.

А это кто? Жданов? Или я ошибаюсь?

Тут на самом деле интересней сама демонстрация. Никакой импровизации – стройные колонны, распорядители с флажками, со всех сторон цепочки милиционеров.

Не удержусь, покажу здесь фотодокумент – реальная демонстрация конца 20-х годов. Это, впрочем, инсценировка – сегодня сказали бы «перформанс». Ничего политическ5ого – так, молодежное творчество.

Из того же года – «Интуристы в Ленинграде» Ивана Владимирова. (Тут вообще интересно: автору в это время под 70, он выпускник Петербуржской академии художеств еще 1890-х годов, баталист-академист, ученик Рубо. И вот пожалуйста – бодро перешел на историко-революционную тему, даже стал «заслуженным деятелем искусств». Здесь же – просто монументальная карикатура.)

Но тем же 1937-м годом датирована и новогодняя елка Сергея Христофорова. Праздник возрожден (или учрежден?) совсем недавно и призван все-таки перебить Рождество. Заодно задействована и тема спорта.

Тут не удержусь и покажу чуть более ранний плакат (хотя из-за бликующего стекла его удалось сфотографировать только вкривь). Текст: «Безбожники»! В дни рождественских праздников организуйте ударные бригады».

В «праздники» естественно вписывается тема выборов.

О выборах же – Гавриил Горелов. (Ученик Савицкого и Репина дослужился на поприще историко-революционной темы аж до Сталинской премии. Впрочем, ему надо было спасать арестованного в начале 30-х сына – тут и не то напишешь.)

Ну, а самой показательной работой для этого периода может, наверно, послужить изображение приема в Кремле кисти Михаила Хмелько. Написано в 1947 году, но данный экземпляр – авторское повторение 1949 года (стало быть, картина оказалась востребованной. Хотя и двеСталинских премии автору в жизни также перепали.)

А теперь прыгаем сразу на пару десятилетий вперед. Демонстрации проходят ничуть не менее помпезно. Да и в уличных плакатах – кто помнит – сохраняется тот же стиль монументальной пропаганды.

Но поразительно аскетичен «Праздничный май» Игоря Попова. Ничего, кроме дежурных красных флагов. Это конец 60-х.

Таков и «День Победы» Валентина Сидорова.

Деревенская свадьба братьев Алексея и Сергея Ткачевых: Камерная, личная тема. Это 70-е годы. И бросается в глаза, что среди присутствующих большинство – одинокие старухи.

К концу 80-х вновь начинает проявляться тема праздников религиозных. Как это «Рождество» Михаила Абакумова (впрочем, на официальную выставку такое можно было представить и под названием «Зимний пейзаж»).

Завершу этот краткий обзор работой Евгения Струлева. Тут все образы вместе – хоть красное знамя, хоть «порвали три гармони».

Сама же выставка в выставочном зале РОСИЗО запланирована до конца сентября.

Источник: