Послушайте Польке на вкус

материал размещен 23 января 2013 в 15:52, просмотров: 73

До 30 января в Волгограде можно постичь абсурд жизни

В нашем городе в Волгоградском музее изобразительных искусств имени И. И. Машкова открылась выставка картин Зигмара Польке«Музыка неизвестного происхождения» (продлится до 30 января). Название одной из представленных там картин «Музыка неизвестного происхождения: заблокировать двери и не пускать внутрь».

В нашем городе в Волгоградском музее изобразительных искусств имени И. И. Машкова открылась выставка картин Зигмара Польке «Музыка неизвестного происхождения» (продлится до 30 января). Название одной из представленных там картин «Музыка неизвестного происхождения: заблокировать двери и не пускать внутрь». Но хочется возразить Польке на языке Польке: «Музыка неизвестного происхождения: разблокировать двери и пригласить внутрь».

Пока ходишь по залам и рассматриваешь картины, кажется, что художник просто забавляется со зрителем. Большая часть внимания сосредоточивается совсем не на картинах, а на надписях, которые, вместо названий, их сопровождают. Они живут собственной жизнью и совсем не представляют какого-то органичного завершения картины, реализовавшейся в ее названии. Думается: если сейчас в помещение музея вдруг, откуда не возьмись, ворвется ветер, сорвет подписи и перемешает их, то последующее хаотичное их распределение абсолютно ни на что не повлияет. Например, согласитесь, что сопроводительная надпись: «Ты икры-то подкладывай, она под водку страсть какая вкусная!» может висеть абсолютно под любой картиной. Особенно принимая во внимание тот факт, что ни на одной из них нет изображения ни того, ни другого (по крайней мере, в привычном для икры или для водки виде).

Иногда надписи просто заставляют задуматься не над картиной вовсе, а над тем, что написано пером. Например, под силуэтами трех мужчин значится: «О чем, собственно, речь? – Что ты видишь в глотке? – Нутро. – А внутри нутра? – Внутри нутра – утро. – Слушай ртом, как ухом. Слушай!» Так вот стоишь над картиной и слушаешь, как она разговаривает с тобой – ртом, как ухом.

Бывает, что картинная надпись смеется. Но в результате становятся «очевидны» такие факты, как, например, «Посыпание лица разреженным временем больше не помогает предотвратить убегание молока», тогда как «Вкладывание в обувь бархатной стельки помогает предотвратить убегание молока». Причем эти две «гастрономические» картины висят рядом. Интересно, это случайно или закономерно? Доходишь до того, что на табличку с надписью «Выход» уже смотришь как-то по особому и воспринимаешь ее тоже как часть работ, без сомнения, великого мастера.

– Чтобы постичь весь абсурд жизни, стоило прийти на выставку в музей ИЗО, – к такому мнению приходят ее посетители.

Так или иначе, но на выставке получаешь двойную выгоду – от картин и от надписей.

– Подобная выставка – знаковая для культурной жизни города, – говорит известный волгоградский Владислав Коваль. – Я обязательно пойду на туда, мне крайне интересно, ведь я представляю, что там увижу…

Искусствоведы рассказывают, что Зигмар Польке – один из крупнейших мастеров немецкого постмодернизма, классик искусства XX века. Своими работами он вовлекает человека поучаствовать в «космической дегустации» своего творчества.

На протяжении всего творческого пути Польке увлекался экспериментами с различными техниками и технологиями, виртуозно объединяя технику классического офорта с ультрасовременными технологиями.

Зигмару Польке присущи особый художественный метод и изобразительный язык. Часто произведения художника снабжены остроумными подписями, нередко с оттенком абсурда, например: «Для того, чтобы огурцы долго сохраняли свежесть, нужно покрасить их, будучи «заранее благодарными».

Первая выставка Зигмара Польке состоялась в 1963 году. А в 1986 году Польке поразил зрителей Венецианской Биеннале своей работой в немецком павильоне. На стене павильона с помощью специальной смеси он нарисовал абстрактную композицию, краски которой менялись в зависимости от освещенности, времени суток, влажности и температуры воздуха, а также количества зрителей в помещении. Если павильон был полон, стена голубела. Если тучи собирались на небе, композиция становилась розовой. За эту работу, названную им «Котел алхимика», жюри выставки присудило Польке «Золотого льва» в области живописи. Творчество Польке — его картины, фотографии, рисунки, графика, авторские книги, объекты — все чаще показываются в русле «новых масс-медиа», он высоко котируется в мире СМИ. Вот уже четвертый год мастер лидирует в иерархии современных художников «Компаса искусства» (Capital Kunstkompass), издаваемого немецким экономическим журналом «Capital».

Источник: