Плевок Хрущева стал экспонатом

Московский Комсомолец № 26108 от 3 декабря 2012 г., просмотров: 4027

Министр культуры — о бульдозерной выставке: «Спустя 50 лет шокирующее выглядит банальным»

Спустя полвека после разноса Никитой Хрущевым выставки художников-авангардистов в Манеже, здесь снова зазвучал гневный голос генсека. «Педерасты», «огромные жирные мухи, которые на падаль бросаются», «мы не можем пройти мимо», — эхом разносятся слова Хрущева по павильону, созданного специально к юбилею знакового арт-события. Экспозицию «Те же в Манеже» «МК» осмотрел вместе с чиновниками наших дней – вице-премьером правительства Ольгой Голодец и министром культуры Владимиром Мединским – и убедился, что та история сегодня повториться не может.

1 декабря 1962 года все высшие чины Политбюро во главе с Никитой Хрущевым прибыли в Манеж на выставку «30 лет МОСХ». Осмотрев основную экспозицию и покритиковав картины Роберта Фалька, Николая Андронова и Павла Никонова, чиновники поднялись на антресоли, где рядом со столовой нашли авангардные работы творческой студии Элия Белютина и картины Эрнста Неизвестного, которые окончательно вывели генсека из себя. Хрущев на многие годы загнал отечественный авангард в подполье.

Историю разноса той выставки, напоминающую детектив и обросшую за полвека всевозможными легендами, теперь воссоздали в Манеже. На третьем этаже выставочного зала поставили небольшой павильон: на нем, под названием проекта, виднеются тени мужчин и женщин.

— Это участники той выставки в Манеже, — поясняет Ольге Голодец и Владимиру Мединскому куратор проекта Григорий Заславский. – Встав рядом с ними, мы можем почувствовать себя участниками тех событий.

Но Мединский и Голодец, минуя тени, направляют во внутрь павильона. Здесь на стенах мелькают карды советской кинохроники – лица членом Политбюро, в том числе и Никиты Хрущева. По всему периметру стен установлены витрины, где можно найти артефакты, связанные с выставкой и ее участниками. Вот билет на выставку, а рядом напечатанный на машинке список участников, три варианта развески экспозиции (каждый художник по-своему воспроизвел ее спустя годы). А дальше представлено то, что сделали эти художники – значки, этикетки, иллюстрации к учебникам, календари…

— Эти художники были важной частью культурной среды последующих десятилетий, — рассказывает куратор. – Леонид Рабичев вместе с супругой Викторией Шумелиной делали, например, календарь советских железных дорог, эмблему аэрофлота, этикетки для шампанского, спичечных коробков, эмблемы заводов. Вера Преображенская, староста белютинской студии, была автором иллюстраций массы книг – для учебника сольфеджо и биологии. А Майя Филиппова работала декоратором на «Мосфильме».

— То есть это были ведущий высокооплачиваемые авторы? – интересуется Мединский.

— Ведущие – да, высокооплачивыемые нет, — отвечает куратор.

Второй зал выставки – узкое пространство, где схематично повторяется развеска тех работ, которые утеряны. А в третьем зале – сохранившиеся оригиналы картин, которые были представлены художниками студии Элия Белютина — здесь чуть больше десятка работ. На одной из них – картине Леонида Мечникова «Карьер» — карандашом обведено место, куда плюнул Хрущев.

— Выставка интересная и поучительная, она показывает как меняется искусство со временем, — говорит «МК» министр культуры Владимир Мединский после просмотра. – Этот проект надо пропагандировать, ведь истина – дочь времени, а не авторитета. Многие вещи, которые 50 лет назад называли шокирующими, сегодня кажутся даже банальными. Вмешательство государства в свободное творчество, великое, ужасное и трагичное, со временем начинается казаться смешным, а власть в глазах потомков выглядит клоуном.

Источник: