Оригинальное в обыденном и прекрасное в убогом

Охарактеризовать Фарида Расулова можно так — представитель концептуального искусства, баловень судьбы, интеллектуал, в 25 лет уже бывший врач, и напоследок — действительно талантливый художник. О своем таланте он узнал совсем недавно. Выставка «Предметы» — первая выставка, где он представил картины, которые нарисовал красками, однако тягу к искусству испытывает уже давно. Мысль стать художником пришла к нему в 2007-м, когда он, услышав от друзей художников, что они выставляются на венецианском бьеннале, понял, что хочет тоже там «засветиться». Многие из друзей, по словам самого Фарида, не верили в успех, однако свершилось чудо — в 2009-м его пригласили в Венецию. Однозначно одной из черт его характера является спонтанность, она видна почти в каждой его работе, в каждом принятом серьезном и судьбоносном решении.

Его персональная выставка проходит сейчас в художественном салоне «Кичик ГалАрт» — первая выставка в Азербайджане, где представленные картины выполнены в стиле концептуализма. На картинах Фарида изображено то, с чем в быту мы сталкиваемся каждый день — вилка, тарелка, горшок с кактусом, розетка, банка со сгущенкой и т.д.

Примечательно другое — почти все потеряло свой первозданный вид, на них свой отпечаток наложило время, использование; они своего рода жертвы своих хозяев, преданные слуги. Таким образом, это делает эти вроде бы неодушевленные предметы живыми. То есть, отображая предметы не в их первозданном виде — сломанными, помятыми, — вырисовывается какая-то история. Как ее понимать, домысливать, трактовать — выбор каждого человека.

— Основная концепция, линия ваших работ? Что вы хотите донести? Или вы творите «искусство ради искусства»?

— Меня приводит в недоумение уверенность людей в том, что мои работы написаны с каким-то глубоким смыслом, а я просто писал то, что видел, я материалист. Ботинок на моей выставке так много из-за того, что я работал зимой и постоянно видел свои ботинки, носил их каждый день. А курица — одно из моих самых любимых блюд. Я не вкладывал в них какой-то глубокий смысл, а просто считаю, что поломанными или неопрятными они выглядят живее, красочнее. Мне хочется, чтобы люди смотрели на мои картины и получали от этого моральное удовольствие, хочу радовать своими работами глаз, но никак не побуждаю созерцателей думать, размышлять или искать там какие-то тайные месседжи.

— Насколько мне известно, вы начали заниматься живописью, да и вообще изобразительным искусством, под влиянием ваших друзей, которые в основе своей художники. А в детстве не замечали в себе тягу к искусству, рисованию? Как к вам пришло решение стать художником?

Когда я показал преподавателю свой рисунок, она не поверила, решила, что я попросил кого-то нарисовать сердце за меня, так как рисунок был выполнен очень профессионально. Честно говоря, не могу утверждать, что это и было переломным моментом, однако это навело меня на мысль, что я действительно неплохо рисую.

Первую работу я сделал просто от балды, мне просто хотелось попробовать что-то новое и интересное. Людям понравилось, они это оценили, моя работа была показана на Венецианском бьеннале. Я снял видео «Inertia» о том, как мясник разделывает мясо. Казалось бы — что может быть банальнее, но фишка в том, что этот мясник из-за сахарного диабета был вынужден стать вегетарианцем. То есть работает он чисто по инерции, на автомате. Все это сопровождается меланхоличной музыкой. Мы очень часто встречаемся с необычными событиями в повседневной жизни, но не всегда акцентируем на них внимание, хотя многие его заслуживают.

После этого я стал работать с графикой, мои работы снова заметили. Позже предложили написать картины красками, и я подумал: «Почему бы нет, можно попробовать!» Вообще, «Предметы»- моя первая художественная выставка, в которую я вложил душу. Много сил, надежд и амбиций связаны с ней.

— По образованию вы врач-офтальмолог. Из-за серьезного увлечения изобразительным искусством решили совсем забросить выбранную вами профессию или вы параллельно занимаетесь и лечением?

— Врачом я не стану в любом случае, это то, что я не люблю делать больше всего. Я выбрал эту специальность только из-за того, что поступить было вероятнее всего именно в Медицинский университет, потому что я хорошо знал химию и биологию, а вовсе не из-за внутренней уверенности в том, что призвание мое — врач.

Я ощущаю себя собой только когда творю, рисую. Единственное, что меня тормозит — то, что на это сложно зарабатывать себе на жизнь в Баку, так как у нас нет рынка современного искусства. И хотя у меня получается продавать свои картины за рубеж, я все равно хотел бы, чтобы они оставались на Родине. И знание того, как зарабатывать на своем творчестве в Баку, приблизит меня к своей мечте, позволит заниматься этим постоянно, не отвлекаясь. И я вовсе не считаю это меркантильностью или поиском легкой наживы. У всех почему-то сложилось впечатление, что художники, поэты, скульпторы, музыканты — все они как бы не от мира сего, не думают о хлебе насущном, абсолютно не прагматичные и не рациональные люди. Уверяю вас — это не так. Я тоже человек и тоже хочу что-то получать за свой труд. Мне вообще очень обидно от того, насколько творчество порой может быть неблагодарным делом. Тем не менее, я доволен результатом, до сих пор мою выставку ежедневно посещают люди, интерес к ней не пропадает.

— Современное искусство Азербайджана сейчас развито, к сожалению, не так, как бы мне этого хотелось. Я был на выставках в Берлине, Москве, Дрездене, Венеции — там все обстоит иначе. Наиболее очевидным тормозом является прежде всего то, что наши художники не хотят работать и учиться работать. Многие все еще в XIX веке, подражают великим художникам, забывая про то, что живут в другую эпоху. А ведь искусство не стоит на месте, оно развивается. Именно поэтому художников, которые пишут именно в стиле концептуального искусства, крайне мало. В этом-то и заключается главная проблема, на мой взгляд. Мало хороших художников, почти не с кем посоветоваться, сотрудничать, не с кем выставляться. Хотя я заметил, что в последнее время стали все чаще проводиться экспозиции в стиле современного искусства. Конечно, масштабы выставок и количество работ не сравнить с европейскими или американскими, однако я очень хотел бы верить, что это переломный период, после которого последует прогресс и мы будем двигаться вперед в правильном направлении.

Когда мы выставлялись за границей, первым и самым значительным замечанием в мой адрес было примерно следующее:»В ваших картинах не видно того, что вы из Азербайджана, из восточной страны». Это навело меня на мысль, что я больше должен придерживаться своих истоков, больше выражать их в своих работах. Именно это сейчас и является моей основной целью — делать что-то одновременно современное и народное, национальное.