Октябрьский театральный переворот | Театр | Московские новости

Сцена из спектакля «Человек, который придумал снег»

Впервые актуальный независимый театр начинает работать для широкой аудитории за пределами Садового кольца. Во время фестиваля покажут одиннадцать спектаклей, четыре из которых премьерные — это «Вечера на хуторе близ Диканьки. Отменяются», «Части тела», «Колобок» и «Академия театрального зрителя». Параллельно театральной программе покажут видеозаписи спектаклей центра театральных инноваций «Открытая сцена» — соорганизатора фестиваля. Этот проект был создан для поддержки молодых режиссеров, которые активно занимаются поиском нового художественного языка. Каждый из четырех дней «Октябрьского переворота» будет посвящен одному из направлений деятельности «Открытой сцены»: театральному эксперименту, драматическому, музыкальному и пластическому, а также детскому театру. Спектакли и интерактивные перформансы пройдут сразу на шести площадках «Москвича». Самая маленькая вмещает 50 человек, самая большая — 1000.

Проект, созданный дня поддержки молодых режиссеров, активно занимающихся поиском нового театрального языка.

При поддержке «Открытой сцены» и правительства Москвы свои спектакли выпустили такие прославленные режиссеры, как Миндаугас Карбаускис, Евгений Каменькович, Юрий Кантомиров, Дмитрий Крымов, Анатолий Ледуховский, Карен Нерсесян, Дмитрий Петрунь, Николай Рощин, Виктор Рыжаков, Кирилл Серебренников, Владимир Скворцов, Александр Огарев, Гарольд Стрелков, Борис Юхананов, Игорь Яцко и другие.

«Вечера на хуторе близ Диканьки. Отменяются» поставили Филипп Виноградов и Алексей Размахов — выпускники режиссерского факультета ГИТИСа с курса Евгения Каменьковича и Дмитрия Крымова. Руководитель проекта — сам Дмитрий Крымов. Спектакли, к которым притрагивается он и его ученики, всегда интересны и необычны. Театр Крымова — это театр художника, где художественные объекты являются полноценными участниками действия. Филипп Виноградов — лауреат Специальной премии музыкального жюри на «Золотоймаске». Играют в спектакле студенты третьего курса нынешнего гитисовского набора Каменьковича и Крымова. Впрочем, создатели «Вечеров на хуторе…» утверждают, что их постановку можно определить как «НЕспектакль». Она не имеет отношения к текстам Гоголя. Размахов и Виноградов говорят: «Наша работа — это попытка исследования творческого процесса, жизни и смерти художника». А сюжет таков: известный художник обнаружен мертвым в своей мастерской. Что случилось? Распутают дело или нет, зависит и от зрителей.

«Части тела» — совместная постановка театра «Трикстер» и Boroditsky Dennis Dance Company, в которой совмещены театр теней и современный танец. За первое отвечает Вячеслав Игнатов — ученик создателей театра «Тень» Майи Краснопольской и Ильи Эпельбаума и один из создателей театра «Трикстер». Его совместная с Марией Литвиновой режиссерская работа «Эпос о Лиликане» (театр «Тень») завоевала «Золотую маску» в номинации «Лучший спектакль в театре кукол». Игнатов наделил бесплотные создания в «Частях тела» артистизмом и динамичностью. Один из ведущих современных хореографов contemporary dance Денис Бородицкий, художественный руководитель танцевальной компании Boroditsky Dennis Dance Company, отвечает за танец. Тени и реальные люди в «Частях тела» обладают равными правами, а истории, подобно призракам, вылезают из потертых чемоданов.

Еще одна премьера — «Колобок» для зрителей 0+. Его режиссер и исполнитель — Руслан Вольфсон. Его кукольный спектакль похож на мультфильм. Герои «Колобка» — словно «живые картинки», которые создают иллюзию трехмерности, перемещаясь в одной плоскости. Представление создано по новой авторской технологии: благодаря магнитам возникает впечатление, что куклами никто не управляет.

Четвертая премьера — интерактивная театрализованная лекция «Академия театрального зрителя» режиссера Арсения Эпельбаума. С ее помощью ученики начальной и средней школы смогут, например, понять, чем опера отличается от балета, драматического и кукольного театров. Помимо этого дети попытаются разобраться в театральных традициях и особенностях театра как вида искусства. Актеры не только расскажут о разных жанрах, но и покажут отрывки из спектаклей — «Гамлета», «Ромео и Джульетты», «Лебединого озера», «Евгения Онегина», «Тоски», «Кармен» и других. Арсений Эпельбаум — сын уже упомянутых Майи Краснопольской и Ильи Эпельбаума из театра «Тень», номинант на «Золотую маску» за спектакль Optimus mundus, один из создателей театральной студии «Домашний театр», где дети каждый месяц ставят спектакль в новом жанре и на четвертом занятии играют его своим родителям. Поэтому рассказ детям о театральных жанрах для Арсения Эпельбаума уже привычен. В «Домашнем театре» ребята сами создают декорации, кукол, реквизит и даже сами сочиняют текст. На «Октябрьском перевороте» будет показан также спектакль Эпельбаума «Человек, который придумал снег» — теневое представление, основанное на трех сказках о появлении снега.

Уличный театр «Огненные люди» покажет огненный перформанс «Искреннее шоу» на площади перед КЦ «Москвич». Эта творческая группа сочетает в своих представлениях техничное огненное шоу, живую музыку, выразительные актерские работы и пытается соблюсти баланс между театром и цирком, искренностью и трюком. Это интерактивное действо: актеры общаются со зрителями.

«Искреннее шоу» рассчитано на зрителей любого возраста, как и спектакль «Слон-концерт» театра «Снарк» режиссера Юрия Алесина. Алесин был одним из основателей детского театра «Будильник», сейчас он художественный руководитель и автор спектаклей детского же «Снарка». Но в этом театре стремятся сделать так, чтобы было интересно зрителям всех возрастов. «Слон-концерт» собрал множество стихов, сказок, легенд, песен о слонах — самых больших животных, которые живут на суше и которые занимают много места не только на земле, но и в человеческой культуре. О слонах расскажут и интересные научные факты. Все это сопровождается музыкой живого оркестра.

Для самых маленьких зрителей и их родителей предназначен и перформанс «Бумажный театр», который пройдет в фойе первого этажа «Москвича».

Команда Московской хип-хоп академии представит хип-хоп-вечеринку «Переворот? — Рэп у ворот!». В баттловом фристайл-шоу сразятся питерские рэперы Мунстар и Саморез и Рэпак и ЗКМН, представляющие московский регион. Любимцы московской театральной публики Сесиль Плеже и Иван Чижевский выступят в роли диджеев и поделятся найденными ими жемчужинами классического хип-хопа. Виджей Федя Аптекарев дополнит все это видеоподборкой о граффити и брейк-дансе.

Один из главных хореографов, работающих сегодня с драматическими театральными актерами, Олег Глушков представит свой пластический спектакль Aurora по пьесе Тикамацу Мондзаэмона «Самоубийство влюбленных на острове небесных сетей». В спектакле заняты студенты курса Олега Кудряшова в ГИТИСе, где Глушков преподает сценическое движение. Со студентами РАТИ он поставил как режиссер множество хитовых спектаклей. Например, на последнем показе его «Желтых тюльпанов» (дипломный спектакль курса Леонида Хейфеца 2012 года выпуска, состоящий из набора танцевальных сценок под старые поп-хиты) был такой аншлаг, что зрители сидели на полу перед сценой в несколько рядов. Глушков успевает работать и в театрах: Театре Вахтангова, Театре на Малой Бронной, в «Школе современной пьесы», «Школе драматического искусства», Ленкоме, МХТ им. Чехова, «Мастерской Петра Фоменко» и других. Участвует в создании мюзиклов и кино (хореограф-постановщик «Стиляг» Валерия Тодоровского). Опера «Гвидон» композитора Александра Маноцкова, поставленная в «Школе драматического искусства», режиссерами которой выступили Олег Глушков и Александр Огарев, получила «Золотую маску» в номинации «Эксперимент».

В этой же номинации обладателем «Золотой маски» стала и постановка Театра.doc «Зажги мой огонь» о Дженис Джоплин, Джиме Моррисоне и Джимми Хендриксе (а на самом деле вовсе не о них). Автор проекта — журналист, блогер, писатель, драматург, режиссер Саша Денисова. Режиссер — один из ведущих молодых театральных постановщиков, драматург Юрий Муравицкий (одна из последних его работ — «Папа уходит, мама врет, бабушка умирает» в Центре им. Мейерхольда). Другая молодая звезда режиссуры Кирилл Вытоптов, который ставит спектакли в «Современнике», Театре наций, Центре драматургии и режиссуры и других театрах, покажет «В ожидании Годо» Беккета — в версии work-in-progress, то есть постановки, работа над которой еще не окончена. Действие «В ожидании Годо» перенесено с пустынной дороги в полупустую комнату съемной квартиры. Вместо Мирового древа — осыпавшаяся елка. Четверо молодых людей пытаются разобраться, что им делать, и добраться до сути своего существования.

Все дни фестиваля с 18.00 и до полуночи на малой сцене «Москвича» будет проходить видеопоказ лучших, легендарных спектаклей «Открытой сцены»: первый поставленный Кириллом Серебренниковым в Москве спектакль «Пластилин» по пьесе Василия Сигарева, «ОбломOFF» Михаила Угарова по собственной пьесе, «Сны Катерины» Дмитрия Крымова, поставленные когда-то со студентами-художниками третьего курса РАТИ.

Помимо театральной программы в рамках «Октябрьского переворота» до 30 ноября будет работать выставка «Srez. Отечественная скульптура сегодня» (спецпроект 5-й Московской биеннале современного искусства). Инициатор и основной организатор проекта — Музей современной скульптуры. Его цель  — познакомить широкую аудиторию с современной скульптурой России, построить диалог между художниками и зрителями.

Расписание событий смотрите на сайте культурного центра «Москвич»

Источник: