О музыке Поднебесной рассказывает уникальная выставка в Музее изобразительных искусств

В Музее изобразительных искусств имени Пушкина открылась выставка «Древний Китай, ритуал и музыка». В Поднебесной музыка была более чем ритуалом: великий учитель Конфуций провозгласил её спутницей «Ли», образцового поведения, соответствующего высоким идеалам нации. Начинать образование рекомендовалось с поэзии, а завершать музыкой. Экспозиция на Волхонке и поучительна, и представительна: привезённые вещи датируются XVII – III веками до нашей эры. Рассказывают «Новости культуры» .

Около 100 экспонатов рассказывают о жизни и погребальных обрядах древних китайцев. О том, как это было 3500 лет назад. Два неотделимых друг от друга понятия — ритуал и музыка были тогда основой социальной организации.

«Ритуал – это правило, – говорит куратор выставки ВангДжи Чао. – Музыка – гармония. Любое общество всегда структурировано. И ритуал – способ структурировать общество, а музыка – его гармонизировать. Пусть мы представляем предметы только из одной провинции Китая – Хубэй, они демонстрируют китайскую культуру в целом».

Куратор выставки Ван Джи Чао не смог пропустить открытие – прилетел несколько дней назад. Рассказывая о традициях древнего Китая, обращает внимание на скульптуру журавля с головой оленя. О ней китайцы могут говорить бесконечно. Её нашли в 78-м, в погребальной камере, рядом с телом умершего.

«В Китае водятся и олени, и журавли, – рассказывает заместитель директора Музея провинции Хубэй Вань Цюань Вэнь. – Причем оба этих символа имеют глубокий благожелательный смысл, и появление такого животного нам очень интересно. Скорее всего, этот предмет выполнял не охранную роль, а был неким мостом, по которому душа умершего возносилась на небо».

Очертания журавля – как посланника между небом и землей, угадываются здесь почти в каждом экспонате. Вот литофон – бяньцин – единственный сохранившийся музыкальный инструмент такого типа. 32 пронумерованные плиты на двухъярусной стойке в виде мифических животных – журавля и дракона одновременно.

«Это вещи, которые входят в сокровищницу мировой культуры, – поясняет директор ГМИИ имени А.С.Пушкина Марина Лошак. – Многие из них. Здесь просто нет ни одного артефакта, ни одной случайной вещи, это предметы просто инопланетного толка, ни на что не похожи. С другой стороны, это действующие инструменты».

Например, этот бяньчжун – набор колоколов. 12 больших снизу и 22 маленьких сверху – его и бяньцин часто использовали вместе – чтобы получить так называемый «золотой звук». А этот колокол – самый древний на этой выставке. По легенде, его звучание могло вводить в транс. Особенными свойствами обладали и эти сосуды.

«Любой ритуальный сосуд представляет собой некую модель мира, – рассказывает куратор выставки Кира Вязовкина. – В нем содержится знание о мире древних китайцев. И то, какой он формы, и то, сколько у него ручек, на какие стороны сосуд может быть ориентирован, какая форма у этого сосуда. И конечно, орнамент. Все это вещи не случайные».

Ритуальная секира для жертвоприношений, воинские доспехи, умывальные чаши, и чаши – зеркала, сосуды и скульптуры – все эти экспонаты выглядят неэстетично. Но не это главное в них – важнее загадочность, священность и ритуальность.

Читайте также:

В Музее изобразительных искусств имени Пушкина покажут искусство древнего Китая>>>

Источник: