«Ночь музеев» в Киеве: вход в пижамах и массовый сеанс рисования

«Главред» рассказывает о самых ярких, на наш взгляд, событиях «Ночи музеев», которая прошла в столице.

В этом году, как минимум, четыре столичных музея из более чем сотни решили присоединиться к общеевропейской акции «Ночь в музее». Свои ночные программы и выставки представили Национальный художественный музей Украины, Национальный музей Тараса Шевченко, Музей истории Киева и PinchukArtCenter.

Напомним, традиционно в субботу, близкую к 18 мая, Международному дню музеев, во всей Европе проводится акция «Ночь музеев». Впервые она прошла в Берлине в 1997 году под названием «Весна музеев». С того времени и всемирно известные, и небольшие квартирные галереи распахивают двери по ночам.

Правда, в Киеве нашлись такие руководители музеев, которые высказались категорически против подобных «увеселительных программ». Мол, если человек не может найти время, чтобы сходить в музей днем, а особенно в выходные, то он не придет и ночью. В частности, директор Киевского музея русского искусства Юрий Вакуленко назвал ночные экскурсии «балаганом».

Балаган или нет, но к музеям, которые решили дать возможность посетителям переночевать, выстроились огромные очереди.

К примеру, такого количества посетителей, как в ночь с 18 на 19 мая, залы Национального художественного музея не помнят.

Не испугали желающих побродить по музейным залам в нерабочее время ни нашествие комаров, ни летний дождь. Две подруги Светлана и Марина пришли провести ночь среди икон и работ Шевченко, Мурашко, Кричевского, Архипенко… «Мы знаем, что музейщики разрешили не только посетить абсолютно все залы, но и подготовили интересную программу – лекции, творческие встречи (с участниками проекта «Ориентация на местности», – авт.) и, конечно же, разрешили не только слушать и смотреть, а и рисовать», – говорит Светлана Гончар.

Нарисовать все, что душе угодно, оказывается, просто! И не где-нибудь, а в академическом музее! С 18 мая по 8 июня всем посетителям дано право взять кисти и краски и нанести на стены или даже пол то, о чем они долго думали, но боялись сказать. И не только нарисовать, но и написать! Присоединившись, таким образом, к постоянно разрастающемуся панно и коллективному визуальному диалогу, в котором, кроме всего прочего, участвуют и художники с мировыми именами.

Инициатором массовых сеансов рисования – «Конгресса рисовальщиков» – стал польский художник и скульптор Павел Альтхамер, участник нынешней 55-й Венецианской Биеннале.

Критики отмечают, что Альтхамер отличается открытостью к жизни и ближним, оптимизмом. Это проявляется во всех его проектах. Уже более двадцати лет он организовывает и ведет арт-терапевтические встречи для людей с физическими и ментальными расстройствами. Чтобы побороть свой страх, некоторые посещают его группу со дня создания и до сих пор. Павел часто работает с людьми, привлекая всех желающих – родственников, друзей, учеников, коллег-художников или просто незнакомцев.

«Конгресс рисовальщиков» – один из таких общественных проектов. Впервые он состоялся в Берлине в 2012 году во время седьмой Берлинской Биеннале современного искусства. Тогда помещение одной из недействующих церквей города было превращено в площадку для совместного рисования. Процесс и результат художнику и посетителям так понравился, что Альтхамер взялся за проведение подобных форумов в Риме, Варшаве и даже маленьком немецком городке Айзенхюттенштадте. И вот наступил черед Киева.

Основная площадка рисовальщиков – «Шахматный зал» Художественного музея. «Удивительно в Конгрессе рисовальщиков то, что он дает участнику возможность найти ответы на многие важные вопросы, личные или риторические», – говорит Павел Альтхамер.

К диалогу приглашены люди разных социальных групп, с разными интересами, убеждениями и взглядами. Те, кто, встретившись в обычной жизни, даже не будут знать, о чем поговорить. А белый лист бумаги – отличная площадка для выражения своих мыслей и эмоций, с помощью рисования вербальные барьеры исчезают. И каждое слово, каждый рисунок не может быть незамеченным – уже любой следующий рисовальщик вправе ответить на него. И даже совсем закрасить…

Источник: