Никита Злобин: Вы увидите то, что сможете увидеть

«Словно камень, брошенный в застоявшуюся воду!», «Будто смотришь кадры фильма, который все время хочется пересматривать!» – такие отзывы первых зрителей можно было услышать на открытии выставки московского фотохудожника Никиты Злобина в выставочном зале Белгородского регионального отделения Российского Фонда культуры.

Открывая вернисаж, директор филиала РФК Раиса Сергеевна Фирсова отметила, что этой выставке был бы очень рад Виталий Ануфриевич Собровин, мэтр белгородской фотожурналистики, вся жизнь которого была посвящена странствиям с камерой в руках.

«Игра с перспективой или дорожные зарисовки из предгорья Гималаев» – такое название (и по сути – концепцию) выставки предлагает автор белгородскому зрителю. До Белгорода серия работ, отснятых в Индии в 2008 году, еще нигде не выставлялась, хотя, по словам самого Никиты, идея оформить гималайские зарисовки в выставку преследовала его три года.

– Это вечная история, как «сапожник без сапог» – улыбается Никита в ответ на вопрос «Афишки», почему у человека, несколько лет активно занимающегося организацией выставок других фотографов, не хватает времени на формирование собственной. И тут же выясняется, что Белгород для первого показа экспозиции выбран не случайно.

 

Оказывается, именно благодаря настойчивости друга – белгородского фотографа Романа Никулина – Никита все же преодолел мучительные сомнения и довел до логического финала долго не дававшую покоя историю.

А сомнения, по словам автора, вызывало многое: «Цвет или монохром? Двадцать работ или шестьдесят? Кадрировать так или иначе? Разбивать отснятый материал на более мелкие серии или оставить целостным в первозданном виде? Называть работы или оставить без названия?». В результате большинство из 58 представленных на выставке фотографий получили название «Без названия», и только одна из них – смысловой центр композиции – представлена в цвете.

Незадолго до того, как началась церемония официального открытия «Игр с перспективой…», «Афишка» воспользовалась возможностью расспросить вносящего последние штрихи в оформление экспозиции московского гостя о нем самом и о его фотостранствиях по миру.

 

Интересный человек – фотографирующий художник Никита Злобин. Он не только энтузиаст фотографии, но еще и успешный адвокат. Имеет базовое юридическое образование, защитил кандидатскую диссертацию по теме «Налог как правовая категория», является автором десятка опубликованных работ в области финансового права.

Увлечение фотографией пришло в детстве, когда папа подарил первую камеру. Но, как с улыбкой сказал Никита, только в 2003 году звезды встали так, что выбор был сделан в пользу занятием фотоискусством. С тех пор все его поездки связаны только со съемкой. Вдоль и поперек изъездил Черногорию, Адриатическое побережье, устраивал для коллег фототуры на Кубу и Крит.

«Перед любой поездкой, – говорит Никита, – нужно четко понять для себя куда ты едешь и что хочешь там увидеть». Поэтому его путешествия начинаются еще не покидая Москвы: изучает историю, культуру и быт страны по литературе, ищет информацию в Интернете, обязательно знакомится со всеми доступными фотоматериалами, отснятыми другими фотографами в тех местах, через которые проляжет маршрут его собственного путешествия.

Так приходит понимание графики пространства, что очень важно в условиях дефицита отведенного на путешествие времени. «Ты же не можешь задерживаться надолго в одном месте, чтобы ждать, когда желаемые объекты съемки встанут в ту позицию, которая на твой взгляд была бы правильной с точки зрения композиции кадра» – поясняет Никита.

Сам Злобин более всего тяготеет к жанровой фотографии, определяемой им как фотография, оторванная от взаимосвязи времени и события. «Мы, например, берем портрет дедушки, – поясняет свою трактовку Никита, – и вставляем его в серию портретов, которые снимались в разных местах и в разное время. И этот портрет там будет смотреться органично».

И действительно, рассматривая «индийские зарисовки» Злобина, как сказал еще один из первых посетителей выставки «Игра с перспективой или дорожные зарисовки из предгорья Гималаев», ты не можешь точно сказать, когда именно была сделана эта фотография – в прошлом веке или вчера.

Пожалуй, в представленных работах Никиты Злобина главное – образность, будоражащая воображение и вызывающая мыслительные ассоциации, художественность, вытаскивающая из подсознания похожие на сон образы. В основе художественного стиля и визуального опыта Никиты Злобина лежит эстетический вкус, переданный ему, кажется, на генном уровне.

Сам Никита не очень охотно говорит о семейных корнях (для справки: его дед – известный в прошлом и незаслуженно подзабытый сегодня писатель, лауреат Сталинской премии, отец – профессор, культуролог, рассматривающий культуру как процесс творения человеком своего мира, как субъектный аспект истории). «Это же не мои заслуги» – уходит от разговора о выдающихся родственниках Никита.

Никите Злобину как художнику интересно пройти самому (а значит, провести за собой и зрителя) по тем местам, где обычному человеку побывать вряд ли придется (представленная в Белгороде индийская серия, например), или показать привычные, будничные маршруты в необычном ракурсе (как на его авторском мастер-классе «CheapTrip или фотозвуки старой Москвы»).

– Каждый пусть увидит то, что сможет. Возможно, кто-то найдет в работах бедность, кто-то радостные лица, кто-то сильно контрастные снимки, кто-то игру с перспективой, кто-то захочет посетить Индию завтра, кто-то поспорит с кадрированием, кто-то… и кто-то… и кто-то…

Независимо от того, считаете Вы мои фотографии хорошими или плохими, удачными или нет, мне бы очень хотелось только одного: дорогой зритель, в тот момент, когда Вы покинете стены выставочного зала и выйдете на улицу, просто (пусть даже где-то очень глубоко внутри себя) широко и радостно улыбнитесь. Ведь ни одна графическая работа никогда не проживет и дня без благодарного зрителя.