Нептун с веслом и крестоцветы

Вокруг Миланского собора жизнь кипит 24 часа в сутки.

«Пешком или на лифте?» – спрашивает меня продавец билетов в кассе. С одной стороны, проделать путь на крышу Миланского собора собственными ногами и гордо рассказывать об этом потомкам. С другой стороны, когда за плечами три музея за последние шесть часов, то можно и смалодушничать.

12 евро, и вот я в лифте с японцами, семь японцев и я. Белоснежка и семь гномов – наверное, так посчитал веселый карабинер, разделив очередь подобным образом.

 Аркбутаны, контрфорсы, пинакли, и… «Как же эти цветы на конце пинаклей называются?» – напрягаю я мозг. Крестоцветы! Они-они. Готическая архитектура на черно-белых слайдах на факультете всеобщей истории искусств  в Российском гуманитарном университете особенно не удивляла. Ну да, ну готично… Ну молодцы, что построили. Здесь же разрозненные знания и обрывки лекций постепенно образуют в голове цельную и немного сюрреалистичную картину. Ты вдруг начинаешь понимать, как это работает, как математически выверены все детали, которые при разных углах зрения образуют разнообразные геометрические фигуры. 

Вообще отдельные зануды могут придраться к Миланскому собору – дескать, долгострой, и нет чистоты стиля, ведь строили его слишком долго и, начав в 1386 году при правителе Джангалеаццо Висконти (кстати, кинорежиссер Лукино Висконти происходит из этого же рода), последний камень водрузили в 1906 году, а мелкие детали доделывали аж до 1965-го. Да и оформление фасада утверждал Наполеон Бонапарт, так что первоначальный замысел мраморного шедевра подвергся изменениям.

Но забыться и остаться с архитектурой наедине не получается. Количество селфи на крыше Миланского собора превышает все возможные нормы, если они, конечно, существуют. Никто не хочет, чтобы их сфотографировали, туристы, будь они из Европы или Азии, почти в гневе отмахиваются от подобных предложений. Да, руки слишком коротки, и получаются большие лица на фоне… вообще фона даже и не видно. Но такой технологической проблеме недавно нашли выход: специальная палочка-стилус, на конец которой крепится смартфон, и вуаля – и лица в кадре, и даже часть древности как удостоверение, что вы в ней или на фоне ее таки были.

А если взглянуть вниз… В палаццо Реале стоит впечатляющая очередь на выставку Марка Шагала. Почему он пользуется здесь таким успехом, при том что рядом ретроспектива родного итальянского художника Джованни Сегантини, – загадка. Однако если сравнивать по критериям известности, то вот кто с ходу назовет  хотя бы одну картину итальянского символиста конца XIX века? А о бесчисленных автопортретах Марка с возлюбленной Беллой краем уха слышали многие, некоторые даже вспомнят его росписи плафона в Парижской опере.

 В другом палаццо рядом с Миланским собором стоит очередь из страждущих пройти на модный показ. Ты прошел, тебя пустили, ты поднялся по лестнице, оглянулся, а внизу очередь из недопущенных.

Милан во время Недели моды – вавилонское столпотворение, к туристам примешиваются те, кто здесь по работе, знаменитости местного и мирового масштаба, байеры, блогеры-полухипстеры – в общем, все те, кто пришел и на людей посмотреть, и себя показать. 

По улицам проложены розовые дорожки, которые ведут к местам показа, и это не новострой. В стенах палаццо XVI века совершенно иная атмосфера, придающая происходящему торжественность и весомость, и, если современная мода приходится не по душе, остатки росписи и лепнины, полуразрушенные статуи, лица и формы которых теперь можно домысливать самостоятельно, мерцающие старинные зеркала в патине могут занять заскучавших зрителей. После показа зеркала оказываются в центре внимания, и снова селфи. Запечатлеть себя в зеркале, в которое, возможно, смотрелась эксцентричная маркиза если не Казати, то какая-то другая благородная донна, очень приятно.

Спрятаться от суеты можно попытаться в музеях – Библиотеке и Пинакотеке Амброзиана, Музее Польди-Пеццоли и Пинакотеке Брера. Первые два – камерные и тихие, созданные на основе частных собраний с совсем не частными шедеврами: рукописями Леонардо да Винчи и картинами Пьеро Поллайоло и Сандро Боттичелли. В Пинакотеке Брера  сразу чувствуется иной масштаб, галерея не только занимает внушительное палаццо XVI–XVII веков, но и тесно связана с расположенной здесь же Миланской академией художеств. Поэтому «километровые картины» академистов на исторические или мифологические сюжеты, масштабные алтарные образы, рассчитанные на созерцание издалека, занимают немало места. 

«Это ж эта! Это ж наша картина!» – пытается  сформулировать и донести свою мысль до спутников оказавшийся в залах соотечественник и, активно жестикулируя, указывает на полотно с Нептуном, держащим трезубец.

«Портрет Андреа Дориа» – великого мореплавателя и полководца кисти Аньоло Бронзино – придворного живописца Козимо Медичи – действительно привозили в Москву, в ГМИИ им. Пушкина, но на временную выставку. Аллегорическое изображение генуэзского адмирала представляет Дориа в виде сурового морского повелителя. Портрет был написан, когда  адмиралу было более 80 лет, так что прекрасное классическое телосложение модели целиком на совести художника. Интересно, что первоначально адмирал был изображен с веслом, который позднее преобразовали в трезубец… 

Но, покинув храм искусства, я снова оказываюсь на наполненных солнцем многочисленных миланских виа.

Улица Монтенаполеони в историческом центре города, где расположены магазины-бутики самых известных домов высокой моды, в отличие от галереи Виктора Эммануила, кажется, спокойно переносит сумятицу, что вызывает Неделя моды. Она настолько самодостаточна и известна, что сменяющиеся, словно приливы и отливы, группы туристов нисколько ее не волнуют. В любое время года настоящие модники неторопливо фланируют по ней со смутной надеждой быть замеченным Скоттом Шуманом – владельцем сайта The Sartorialist, куда, по мнению известного блогера и фотографа, достойны быть помещены только самые заметные, хорошо одетые, яркие персонажи. Попасть на сайт Шумана – настоящее признание твоих дизайнерских потуг.

Снять и запостить в блог, почти не вглядываясь в происходящее, снять и запостить в Instagram – кажется, это новый девиз Милана.

И когда япосле всех приключений, связанных с пребыванием в Милане, предлагаю коллегам сделать коллективное селфи на фоне главной площади и собора, они молниеносно соглашаются. Кажется, это становится заразным.

Источник: