Не боюсь ничего! — Выставка народной иконы — неожиданное открытие

Оказывается, это первая в истории выставка народной иконы для широкой публики. Оказывается, до сих пор нет общепринятого определения народной иконы — по смыслу это «самодеятельная» икона, которая создавалась художниками-любителями по собственной инициативе. Оказывается, она до сих пор почти не изучалась,хотя это явление совершенно исключительное.

Лет 30 назад во время сплава по верховьям Енисея (Ка-Хема) мы с друзьями заходили в деревни староверов, известных по описаниям строгостью нравов и своими иконами. Описания подтвердились при первой же встрече — на таежной тропе мы как в сказке увидели плечистых богатырей с косами в белых домотканых рубахах. Чтобы посмотреть на иконы, приходилось прибегать к некоторым ухищрениям — скажем, наколоть бабуле дров на зиму. Помню целую стену в избе, полностью завешенную иконами разного возраста — видно было по росписи. Некоторые были написаны весьма искусно и производили сильное впечатление. Теперь я понял, что это и была народная икона.

Выставка создана без всякой государственной поддержки несколькими энтузиастами, собирателями и исследователями, за что им огромное спасибо. Идея принадлежит Евгению Ройзману, личности многочисленных талантов — политика, борца с наркомафией, ювелира, писателя и искусствоведа (если ничего не забыл). Проходит в двух залах РоссийскойАкадемии Художеств на Пречистенке по сентябрь. Представлено более 300 работ со всей России, от севера до юга и востока, от 15-го века до 20-го. Фотографировать не разрешают, поэтому иллюстрации для рассказа я отсканировал с каталога. Немного жаль — каталог неплохой (и дорогой), но на выставке столько интересных и разнообразных работ, что в каталоге многие представлены только в малом формате.

Поражает разнообразие — техник, цветов, композиций, стилей. Сюжеты часто повторяются, что естественно, но художественное решение каждый раз новое — от жанровой сценки до символизма. Судя по всему, авторы отталкивались от канона, но не были им связаны, поэтому иногда уходили от него довольно далеко, и картинам это шло только на пользу.

Икона — не натюрморт, это духовная живопись, и каждая работа — это высказывание о жизни. Или мечта о том, какой эта жизнь должна быть. Поэтому выставка не только художественная, но и историческая — можно почувствовать, чем жилинаши предки.

Эти люди не были простодушны или наивны, как иногда думают. Им многое пришлось увидеть и пережить. Но свой жизненный опыт они запечатлели в ярких и светлых красках. Мне кажется, что даже некоторая неуклюжесть, примитивность рисунка происходит не от недостатка техники, а является художественным приемом. Во всяком случае, цветовое и композиционное решение большинства работ безупречны.

Неважно, в какого бога вы верите и верите ли вообще — искусство создается для тех, кто верит в человека. Выставка оставляет впечатление неожиданно свалившегося богатства. Еще один праздник, который всегда с тобой.

Тогда бабуля-староверка расплатилась с нами за дрова по царски — небольшими арбузом и дынькой, собственноручно выращенными ей на огороде. Посреди саянской тайги! Откуда в народе берется столько внутренней силы, чтобы в самых немыслимых условиях и при тупой агрессивной власти вроде нынешней не только выживать, но и создавать эстетическое и интеллектуальное богатство нации — например, народную икону.

P.S. Ложка дегтя: внутри академия художеств почти вся завешена, заставлена и заложена чудовищными произведениями ее президента Зураба Церетели. Он фактически превратил здание в свой личный музей. Зал за залом — убогие графоманские картины, скульптуры и альбомы. Чтобы дойти но выставки народной иконы, требуются некоторые усилия. Но она того стоит.

Источник: