Наталья Самойленко: ищу изюминки, чтобы сделать «Царицыно» интересным | РИА Новости

Беседовала Светлана Янкина.

— Наталья Юрьевна, было ли назначение неожиданным для вас?

— Было приятно получить это приглашение, для меня оно стало полной неожиданностью, и я расцениваю его как большую удачу. До этого момента в «Царицыно» был достаточно длительный период становления после того, как были построены и обживались все здания дворцового ансамбля. Есть своя история, связанная с формированием коллекций — можно сказать, что они здесь несколько неожиданные, потому что до того, как началась вся эта достройка, музей создавался как музей декоративно-прикладного искусства народов СССР. Потом уже стали появляться вещи, связанные с XVIII веком. И сейчас надо думать, как работать дальше и с этой коллекцией, и вообще со всей территорией музея-заповедника. Есть ощущение, что мое назначение связано с пониманием в департаменте культуры и в самом музее, что «Царицыно» должно перейти на следующую ступень своего развития.

— И каким вы видите новый этап развития?

— Я пока что изучаю музей. Каждый день работаю с каким-то подразделением, пытаюсь понять, что и как. Как я уже успела увидеть, здесь используется достаточно многопрогрессивных форм музейной работы, но в силу отсутствия сформированной общей линии они, к сожалению, не доведены до совершенства и пока не представляют собой законченный музейный продукт, по-настоящему востребованный у посетителя.

— Я свободнее, чем сотрудники музея, могу транслировать пожелания публики, потому что пока не настолько погружена во внутренний процесс и могу сохранять взгляд посетителя с его ожиданиями и потребностями. С одной стороны, у меня есть большой опыт создания музейных проектов, а с другой – в «Царицыно» ячеловек новый, у меня свежий взгляд. И я должна быть грамотным координатором или хорошей акушеркой. Мне кажется, что это самый правильный путь, ведь здесь уже проведена большая работа действующей командой. На первых порах мы все будем решать силами коллектива, а дальше будем думать.

— Я привыкла работать в сложившихся коллективах и не нацелена на принципиальные кадровые изменения. Ближайшее мероприятие, которое я хочу провести, – это сессия стратегического планирования, в ходе которой у сотрудников будет возможность озвучить свои мысли,наработки, а в результате мы должны прийти к общему видению, как двигаться дальше. Поэтому то, как музей будет развиваться, мы узнаем в течение ближайших полутора месяцев. Другой вопрос, как нам сделать так, чтобы «Царицыно» стало интересным местом для посещения и для работы молодых людей. В «Царицыно» уже работает много молодежи, вопрос только в профессиональных компетенциях. Вероятно, им нужно дать возможность подучиться. Есть идеи по сотрудничеству не только с музеями, но и с вузами. Я готова сделать «Царицыно» базой практик, чтобыпридумывать и реализовывать вместе со студентами новые проекты, пусть даже небольшие.

— Выходит, со стратегией развития разберемся чуть позже, а есть что-то такое, что можно и нужно применять уже сейчас?

— Обсуждения требует, в первую очередь, контентная часть. Думая о том, как должно развиваться «Царицыно», я ориентируюсь не только на российский опыт музеев-заповедников, но и на практику зарубежных музеев.

Мы никогда не сможем конкурировать с Историческим музеем и Музеями Кремля по полноте и представительности коллекций, но мы вполне можем конкурировать с ними на уровне музейного продукта. То есть, если мы говорим о том, что хотим стать ближе к нашим посетителям – и молодым и пенсионерам — то мы должны постараться сделать так, чтобы «Путешествие в «Царицыно» стало новым предложением на музейном и туристическом рынке. По соцопросам, только каждый десятый приходящий в «Царицыно» как в парк знает о том, что здесь есть еще и музей. Ситуацию нужно менять. Еще более сложная задача – сделать так, чтобы сюда приезжали иностранные туристы. Думаю, для этого нужно договариваться о сотрудничестве и разработке совместных программ с находящимися на этом же направлении усадьбами «Коломенское» и «Горки Ленинские», чтобы одну часть дня туристические группы проводили в одном месте, а вторую часть – в другом.

— Что, на ваш взгляд, нужно сделать для того, чтобы преодолеть инертность жителей удаленных от «Царицыно» районов, которые думают, что не стоит ехать так далеко, когда можно доехать до центральных парков и музеев?

— Безусловно, начинать нужно с того, что все основные сервисы нашего музея-заповедника должны быть не хуже, чем в Парке Горького. Имеется в виду вся система сервисов, к которой его посетители очень быстро привыкли и воспринимают ее как норму. В «Царицыно» начинать нужно с туалетов. Они есть, но эти ужасные синие кабинки надо менять. Такая же ситуация и с ресторанами: они тоже есть, но их мало и цены в них далеко не демократичные. Эту систему надо развивать и «облагораживать». Но у «Царицыно» есть особенная прелесть по сравнению с центральными музеями. Сюда уже сейчас можно приехать всей семьей на целый день: и для того, чтобы погулять по парку, понаблюдать за птицами и белками, и, конечно, для того, чтобы сходить в музей.

Соответственно, у нас должны быть интересные выставки. При этом один и тот же проект может сопровождаться и серьезными дискуссионно-лекционными программами для продвинутой публики, и одновременно – программами для детей, где этот материал будет представлен самыми простыми средствами. Здесь многие вещи нужно серьезно переформатировать, чтобы создать целостный музейный продукт, возможно, с особыми билетами, дающими больше возможностей нашему посетителю провести незабываемое время в музее-заповеднике.

— С кем вы предполагаете сотрудничать в дальнейшем при подготовке выставок?

— В «Царицыно» уже проходят довольно интересные выставки. Другой вопрос, что не все о них знают. Я надеюсь, что мы будем сотрудничать с крупнейшими музеями России, где есть фонды, связанные с русской культурой XVIII – начала XIX века. Нам обязательно надо работать вместе с московскими музеями. В силу опыта, который я приобрела на прошлой работе, знаю, что у многих музеев, несмотря на обширные собрания, их просто негде выставить в связи с нехваткой экспозиционных площадей. Мы должны найти возможность такого рода сотрудничества, чтобы оно шло на пользу и этим музеям и «Царицыно».

— В отличие от упомянутых вами музеев, где расширение либо не началось, либо вообще не планируется, в «Царицыно» уже все построено. Является ли это, на ваш взгляд, значительным преимуществом?

— Все никогда не бывает готово. Но инфраструктура в «Царицыно», действительно, лучше, чем во многих музеях. Например, в Хлебном доме в выставочных залах есть места, где можно посидеть. Это приятное обстоятельство сейчас пока, скорее, исключение, чем норма для подавляющего числа музеев. И что особенно важно – в «Царицыно» есть все необходимые сервисы для маломобильных посетителей с любыми ограничениями по здоровью.

— Едва ли не главный козырь «Царицыно» — прекрасный ландшафтный парк. Уже есть идеи, как можно было бы обыграть его наличие?

— Естьочевидные вещи – он должен быть связан с сезонами. Сейчас пришла зима, здесь есть и катание на коньках, и горки, лыжные и тюбинговые трассы. Нам нужно научиться громко заявлять об этом. Ландшафтная история очень подталкивает думать про цветы, причем не только про те, что высаживаются по всему городу, но и про какие-то исторические сорта. Словом, надо искать изюминки, которые будут делать это место интересным, помимо уже существующих фантастических декораций. Кроме того, надо иметь в виду, что здесь очень большой парк и его надо зонировать для разных активностей. Парк – это всегда рай, поэтому «Царицыно» должно стать таким музеем, который будет привлекать не только интересными музейными проектами внутри дворцового ансамбля, но и приятными и яркими впечатлениями на всей территории музея-заповедника.

Источник: