Картины из ада: Эдвард Мунк о жизни, смерти и страхе | Искусство и литература, музыка и кино из Германии | DW.DE | 12.12.2013

Он позволил себе то, на что до него мало кто не решался: показывать не то, что видишь снаружи, а то, что видишь внутри. Он не боялся обвинений в схематичности и не любил «красивых» картин. Он изображал людей, отпечатывая на холстах не столько их внешний, сколько их внутренний мир.

12 декабря 1863 года в маленьком норвежском Лётене родился большой художник, а вместе с ним – новая живопись и новые принципы создания произведений искусства, взорвавшие имевшиеся до той поры представления. Эдвард Мунк (Edvard Munch) навсегда вошел в историю как тот мрачный норвежец, который написал «Крик», как художник, страдавший затяжными депрессияами, все творчество которого постоянно сопровождали темы страха и смерти.

Кажется, что его история слишком грустна, чтобы добровольно посвятить ей пару минут или часов. Но ведь никто другой после Мунка столь красиво и размашисто – на несколько метров полотна! – так больше и не нарисовал солнце («Солнце»/1910-1913 гг. — на заглавной фотографии). Трудно найти другого такого художника, работы которого оказывали бы столь сильное эмоциональное воздействие на созерцателя: от животного ужаса – до радостного восхищения.

Когда Эдварду было пять лет, от чахотки умерла его мать. Еще через несколько лет от той же болезни «сгорела» его старшая сестра Софи. Он так никогда и не оправился от этих потерь, а тема ухода из жизни и прощания с умирающим стала одной из главных в творчестве художника. Картиной, которая принесла ему широкую известность, стало полотно «Больная девочка», написанное в 1886 году иоснованное на воспоминаниях о смерти сестры.

Ему не интересно было писать картины, которые просто украсят стены в чьем-то доме или в каком-то музее. «Я не верю в искусство, созданное не по зову сердца. Мои картины – это мой дневник. Я все это пережил сам. Искусство дало смысл моей жизни. Я верю в картины, написанные кровью сердца», — пояснял Эдвард Мунк.

»Девушки на мосту», 1927 г.

Он учился в Норвегии и Франции, путешествовал по Италии, знакомясь с работами признанных мастеров. А знаменитым и весьма скандальным по тем временам сделала Мунка выставка его картин в Берлине в 1892 году. Художнику на тот момент было 29 лет. Объединение берлинских художников посчитало его работы «безобразными» и закрыло выставку. Желая притормозить новое, консерваторы добились противоположного эффекта. Восхищаться картинами Мунка стало делом прогрессивным и даже модным.

Назревавший конфликт между приверженцами традиций и художниками нового поколения достиг своего апогея. Они разделились на два враждебных лагеря: реакционный и революционный. А в 1898 году был создан Берлинский сецессион, президентом которого стал Макс Либерман (Max Liebermann). В это объединение вошли самые известные художники той поры. Был среди них и Эдвард Мунк.

В 1890-х он начал работать над циклом картин под общим названием «Фриз жизни: поэма о любви, жизни и смерти», задуманным им с целью отобразить все основные, по его мнению, аспекты человеческого бытия: «Рождение любви», «Расцвет и закат любви», «Страх жизни» и «Смерть». Одной из картин, вошедших в этот монументальный цикл, стал знаменитый «Крик».

Первый вариант картины был написан Мунком в 1893 году. И именно этот момент многие теоретики и практики от искусства склонны считать первой вехой в истории современной живописи. Бесполое изогнутое существо на фоне закатного пейзажа в кроваво-красных тонах стало символом экспрессионизма. Лица нет. Есть только эмоция, переданная парой штрихов. Такого в мировой живописи еще не было.

По степени известности мотива «Крик» можно сравнить разве что с «Джокондой» да Винчи. Его так же «растащили» на майки, брелоки и комиксы. Есть даже чипсы в виде кричащей головы, а уж цитат, то и дело всплывающих в фильмах ужасов, не перечесть. Образ «продается» и «покупается» до сих пор. Толпы поклонников готовы часами отстоять в очереди в выставочный зал, чтобы один раз увидеть «Крик» живьем. В 2012 году вариант картины, написанный в 1895 году, был продан на аукционе почти за 120 миллионов долларов: «Крик» вошел в десятку самых дорогих полотен всех времен.

К концу первого десятилетия XX века Эдвард Мунк понял, что в одиночку справиться с психологическими проблемами ему не удастся, а алкоголь – плохой помощник. Художникотправился на лечение в клинику. Врачи поставили Мунку неутешительный диагноз: маниакально-депрессивный психоз. Болезнь сопровождала его и после интенсивного лечения, но художника это уже не пугало. Он научился делить с болезнью жизнь: «Я не хочу отказыватья от моей болезни, потому что мое творчество многим ей обязано».

В Штутгарте Эдвард Мунк сам расскажет о своей жизни

В юбилейный год Эдварда Мунка его произведение побило очередной рекорд аукционных торгов. 5 июня литография «Мадонна» норвежского экспрессиониста была продана за миллион евро. (06.06.2013)

Беспрецедентная, крупнейшая в истории выставка произведений знаменитого норвежского художника открывает юбилейный год Эдварда Мунка в Норвегии. (31.05.2013)

В юбилейный год Эдварда Мунка Норвегия приготовила подарок филателистам и любителям живописи – почтовые марки с изображением самой знаменитой картины художника. (14.02.2013)

Знаменитый «Крик» прославил Мунка в конце XIX века. Выставка «Эдвард Мунк. Современный взгляд» доказывает, что он не менее интересен и в XX веке. (19.04.2012)

«Моим творчеством я попытался понять и объяснить жизнь и ее назначение. В то же время я хотел помочь другим научиться разбираться в своей жизни, — писал Эдвард Мунк. — Я не пишу с натуры. Я черпаю идеи в самом себе… Фотоаппарат не сможет конкурировать с кистью и палитрой до тех пор, пока его нельзя будет использовать для съемки в аду или на небесах».

В Осло находится открытый в 1963 году Музей Мунка, где, в частности, можно ознакомиться с его «невыездными» работами гигантских размеров, здесь же можно увидеть вырианты «Крика» и «Мадонны». В Германии, где художник долго и плодотворно трудился, до 1933 года было много его картин, но после того, как нацисты признали творчество Мунка «дегенаративным», многие полотна были распроданы и вывезены в другие страны.

В данный момент выставки работ Эдварда Мунка, приуроченные к 150-летию со дня его рождения, проходят по всей Европе, в частности, в цюрихском Художественном музее (до 12 января 2014 года), во Дворце дожей в Генуе (до 27 апреля 2014 года), в Музее Шпренгеля в Ганновере (до 26 января 2014 года). Также небольшая выставка под открытым небом, посвященная жизни и творчеству Эдварда Мунка, проходит в центре Берлина — на Потсдамской площади (до 26 декабря 2013 года).

Источник: