Нарисовалась картина дня

Почему иллюстрация вдруг снова стала востребованным искусством

Визуальная культура берет верх. Текста становится все меньше, а иллюстраций больше. Так что не исключено, что одна из профессий XXI века — это иллюстратор. Корреспондент «Южноуральской панорамы» поговорил с молодым, но уже известным челябинским иллюстратором Ириной Степановой об особенностях ее работы, художественной среде и о том, не вредят ли картинки воображению.

Рисовать Ирина начала рано. Родители хотели отдать девушку в танцевальный кружок, но ей там не нравилось. Поэтому уже в первом классе она сама записалась в изостудию, где с удовольствием рисовала 10 лет подряд.

— Я рада, что это была именно изостудия, а не художественная школа, — говорит художница. — В художественных школах очень академический подход. Там дети начинают относиться к рисованию, как к какой-то обязаловке, как к тому, что просто надо делать. А между «надо» и «хочу» есть очень существенная разница.

Потом Ирина поступила на архитектурный факультет ЮУрГУ, который окончила в прошлом году.

— После университета передо мной встал вопрос: чем заниматься? Архитектурой? Да, это очень престижная, интересная и современная специальность, но мое увлечение графикой и рисованием пересилило. Все началось с того, что я рисовала картинки, связанные со своей жизнью. Потом начала организовывать различные мероприятия (очень закрытые, для друзей) и рисовать афиши к ним. В итоге получилась серия картин, которая в том году была представлена на выставке в галерее 10’06. И — это стало выходить в тираж: пошли заказы. Я начала делать афиши для концертов, вечеринок…

Экспозиции экспозициями, но главным источником продвижения своего творчества Ирина называет все-таки Интернет.

— Тут еще какая история. Я до сих пор нигде сама не искала заказы. Они сами меня находят. И когда мне знакомые люди говорят, что для дизайнеров и иллюстраторов на рынке сейчас нет работы, я не могу в это поверить, потому что мой опыт говорит об обратном. Сейчас очень много работы для творческих людей.

— Мне кажется, что культура дизайна в стране растет, — продолжает художница. — Я ощущаю сильный подъем в этой среде. Возникает конкуренция. Потому что буквально год назад в Челябинске я практически не знала других художников-иллюстраторов, а сейчас появляются люди, которые занимаются подобным творчеством.

Ирина рассказывает о том, что больше всего ей нравится работать с музыкантами — рисовать обложки для их альбомов: «Как я нахожу точки соприкосновения с музыкантами? По-разному. Все зависит от людей. Я работала с южноуральскими и екатеринбургскими группами. Кто-то говорит достаточно четко: нарисуй вот это и вот это. А кто-то дает полную свободу творчества: рисуй, что хочешь. Иногда, чтобы было от чего оттолкнуться, я спрашиваю у музыкантов, как появилась та или иная песня.

С журналами, кстати, работать тоже интересно, но сложнее, потому что там очень строгие дедлайны — нужно успеть к выпуску нового номера. Есть также предложение сделать иллюстрации к сборникам стихов, но я к нему еще не приступала. Задумок очень много, но я стараюсь не сильно распыляться, чтобы это не влияло на качество работы».

К слову, о журналах. Иллюстрации Ирины, связанные с велосипедами, выходили в одном из мексиканских изданий. «Почему велосипеды? Потому что я люблю кататься! — воодушевленно говорит девушка, и уже чуть более серьезно продолжает: — Мне кажется, что сейчас в журналах увеличивается количество иллюстративного контента, потому что он придает изданию уникальность. Интересно, что  даже небогатые журналы начинают себе это позволять. Лично я не вижу большой разницы между российской и западной журнальной иллюстрацией. Допустим, русский дизайн еще не достиг такого уровня, как западный, а вот иллюстрация… В художественном сообществе все интернациональные грани стираются».

Ирина замечает, что иллюстраторов в России ограниченное количество: «Чаще всего все друг с другом как-то пересекаются, варятся в одном котле. Я, к слову, не так давно ездила в Москву, ходила в известное иллюстраторское агентство «Bang! Bang!». Оно выступает таким посредником между художниками и заказчиками. Так вот, я туда приехала, думаю, посмотрю, как художники работают. Прихожу, а все их агентство — это три человека: директор, продюсер и бухгалтер (сейчас штат сотрудников увеличился до 9 человек. — Прим. авт.). Спрашиваю: а где художники? А у нас все фрилансеры, отвечают мне. И хотя большинство иллюстраторов русские, живут они не в России, а на Бали, в Европе и т. д.».

Когда я спрашиваю у Ирины, насколько удобно работать на фрилансе, следует незамедлительный ответ: «Это прекрасно! Я работала в офисе с очень строгим графиком. Но в такой среде я чувствую себя абсолютно не комфортно. Сейчас, если грамотно подходить к организации рабочего процесса, есть ощущение полной свободы. Я могу свой график выстроить так, как я захочу. Самое главное отличие: я абсолютно не устаю. Есть ощущение, что я вообще не работаю, а просто наслаждаюсь жизнью».

У Николаса Карра имеется научно-популярная книга под названием «Пустышка. Что Интернет делает с нашими мозгами», где, в частности, рассказывается про то, как Всемирная паутина влияет на концентрацию внимания людей: она ее ослабевает.

Не секрет, что сейчас выросло поколение визуалов, которому удобнее потреблять информацию в картинках и фотографиях, а не в текстах. «Как думаешь, — спрашиваю у Ирины, — слова больше не нужны?». Девушка задумывается.

— Это общее развитие культуры, связанное с ускорением восприятия информации, — замечает она. — Сам темп жизни ускорился. На данный момент максимум информации нужно вложить в минимальный промежуток времени. Поэтому, мне кажется, сейчас самое удачное время для занятий иллюстрацией. В России этим потому еще приятно заниматься, потому что нет большой конкуренции, все только начинает развиваться.

С недавнего времени Ирина, кстати, ведет курсы для детей под названием «Профессия иллюстратор». Основная их задача состоит в том, чтобы развить в детях визуальную культуру. «Мне очень интересно заниматься с ребятами, потому что я сама кое-чему у них учусь, ведь иногда дети мыслят очень нестандартно», — говорит художница.

Речь заходит об иллюстрациях к детским книжкам. Но не для совсем малышей, а для ребят более старшего возраста. Интересуюсь у Ирины, не кажется ли ей, что обилие иллюстраций вредит детской фантазии.

— Очень сложный вопрос, — признается художница. — Тут, мне кажется, все зависит от качества самих иллюстраций. В книжках моего детства были очень красочные картинки, которые только оживляли рассказываемую в них историю. Эти иллюстрации, наоборот, развивали фантазию. Сейчас дела с этим обстоят не очень хорошо. На большинство иллюстраций нельзя смотреть без слез. Складывается впечатление, что их штампует бездушный конвейер. Но есть красивейшие издания, и когда ты их открываешь, погружаешься в этот увлекательный мир целиком.

Источник: