Наполеон снова занимает Москву

И если тогда у московской публики по понятным причинам не было возможности хотя бы одним глазком взглянуть на то, как живет император, то 188 лет спустя, в Год Франции ? России, такая возможность появилась. Для этого нужно зайти в Исторический музей рядом с Кремлем. Там развернута, пожалуй, наиболее полная картина жизни Наполеона, которуюкогда-либовидела музейная Москва.

О картине Давида «Бонапарт на перевалеСен-Бернар»российские музейщики грезили давно. Лувр с начала90-х ?тогда начались первые переговоры ? упрямился и пал, наконец, только сейчас, в год Франции в России. Этот портрет Наполеон заказывал художнику сам и с конкретными указаниями.

Виктор Безотосный, куратор выставки от Государственного исторического музея: «Чтобы он изобразил его спокойным на вздыбленном коне. Вся политика Наполеона по отношению к искусству заключалась в том, чтобы направлять искусство в нужное русло. Нужное для Наполеона».

Придворные художники, по сути, выполняли тогда те же функции, что сегодняпиар-службыполитиков. Картины попадали в Лувр ? и отважного, справедливого, доброго Наполеона видели тысячи посетителей. Причем некоторые оставались верны полководцу и после того, как он ушел из жизни.

На посмертной бронзовой маске ? она снята через 40 часов ? нет следов агонии, об этом позаботился личный врач Франческо Антомарки. Бонапарт встретил смерть со спокойным лицом. Копии этой маски, к слову, позже успешно продавались, и даже появились подделки. Признак оригинала ? медаль с профилем императора.

Алексей Левыкин, директор Государственного исторического музея: «Не надо все возводить только к меркантильному интересу. Я думаю, что в какой-тостепени он создавал великое государство. А великому государству он создавал великий музей».

Так или иначе, но Бонапарт действительно подарил Лувру вторую жизнь после революции и заботился о том, чтобы захваченные в ходе военных кампаний произведения искусства не растаскивались, а попадали в музей.

Условно все предметы на этой выставке можно разделить на две части: вещи, которыми Наполеон пользовался лично при жизни, например, ковер, по которому он ступал, позолоченный трон, на котором он сидел на законодательном собрании; и то, что его окружало ? это вещи эпохи, прежде всего, проведения искусства, картины, гобелены, скульптуры и книги, шпаги, складные походные стулья и стол, треуголка (таких Наполеон в среднем заказывал себе по четыре штуки в год, износившиеся отдавал слугам) и походный несессер.

Чемоданчик из красного дерева, куда помещались 92 предмета. Каждая туалетная принадлежность, будь то зубная щетка или миска для бритья, имела свое гнездо.

ИзабельЛерой-Жэ-Леместр,куратор выставки от Лувра: «Наполеон и Александр I встречались в 1808 году. Тогда русский император обратил внимание на этот чрезвычайно удобный несессер. Александр I был настолько восхищен этой вещью, что Наполеон решил подарить ее. Я, правда, не знаю, при каких обстоятельствах этот предмет был утерян из коллекции Александра и оказался в Лувре».

Нашлось здесь место и для личных вещей Жозефины. Придворное платье с мантией ? отреставрировали совсем недавно ? и ботильоны. Сообщается, что нога у Жозефины была чрезвычайно изящна и соответствовала нынешнему36-муразмеру.