Мотивы «Пастельного дня»

В Галерее Pit-Art были представлены произведения живописи в честь 85-летия (20.06.1925—2006 гг.) со дня рождения Андрея Васильевича Нименко — известного скульптора, искусствоведа, исследователя, творчество которого нашло гармоничное продолжение в художественных поисках сына Максима.

Андрей Нименко — из когорты основателей украинского искусства, активный деятель Союза художников и Союза писателей Украины. Родом художник из Кировоградщины (с. Ингуло-Камянка). Окончил Киевский художественный институт (в 1951 г.), мастерская скульптора Льва Муравина. Участник Великой Отечественной войны. Награжден многими медалями. Был преподавателем, работал в газете «Советское искусство» (в настоящее время «Культура і життя»), занимался научно-исследовательской работой. Принимал участие в монументально-декоративном оформлении комплексов в Краснограде, Браилове, памятника Лесе Украинке в Луцке, создал барельеф «Арсенальцы» (ст. метро «Арсенальная»). За создание в соавторстве с Николаем Обезюком знаменитого памятника Давиду Гурамишвили (г. Миргород) Андрею Нименко присвоено почетное звание заслуженного деятеля искусств Грузинской ССР. Участник многих международных и отечественных выставок. Произведения скульптора хранятся в музеях и частных коллекциях в Украине и за рубежом.

— «Пастельный день» интересен тем, что с акварелями Андрея Нименко любители живописи знакомятся впервые, — рассказала «Дню» искусствовед Зинаида ТАУВЕРС (Питер и Зинаида Тауверс — основатели Галереи Pit-Art). — Живописью художник занимался для души — в часы творческих размышлений, поисков и ностальгии по утраченному современным человеком единству с природой. Все эти работы хранились в семье Андрея Нименко и принадлежат к частным коллекциям.

— Андрей Нименко — чрезвычайно интересная личность, — приобщается к разговору Оксана ДОВГАН, директор Галереи Pit-Art. — Невзирая на то, что скульптура — это его творческая стихия, художник всегда искал себя во многих направлениях, работал с разными материалами (мрамор, гранит, дерево, металл — чеканка). Многоплановость его творческого выражения просто поражает. Ведь известен Андрей Нименко и как поэт, искренний и непосредственный лирик. Издал ряд поэтических сборников: «Мідні карби» (1971), «Бузько-забудько» (1974), «Вогонь і камінь» (1975), «Мозаїка вікон» (1983), «Сонячна брама» (1985), «Русалії-Русинки» (2002) и др. Пастели и акварели художника точно продолжают его поэтические размышления.

— Андрей Васильевич и стихотворения, и картины любил писать на рассвете, — вспоминает жена художника Лариса МАСЕНКО. — Должно быть, поэтому все его пастели и акварели точно в дымке утренних туманов. Но рассветную мглу непременно прорезает солнечный луч (пастель «Солнце»), и тогда огненная стихия полностью владеет пространством — как жизнеутверждающий мотив творческого непокоя. Думаю, именно это и передал в наследство сыну.

Как продолжение творчества отца — пастельный нежный рассвет по законам Вселенной переходит в ярко-солнечный день полотен Максима Нименко, написанных маслом. Четко очерченные формы предметов, сочные краски придают картинам молодого художника неповторимую выразительность и образность («Пагорб», «Туман»), которые усиливаются контрастами — пастельно-голубое и лучезарное небо над всем изображаемым пространством.

Максим Нименко родился в 1982 году в Киеве. Окончил Национальную академию изобразительного искусства и архитектуры (НАИИА). Принимал участие во многих выставках и аукционах: 2004 — «Рефлексія», НАИИА (Киев), MGEN (Лион); 2007 — «Веселі Боковеньки», галерея «Мистець» (Киев); 2009 — «День у день», галерея «Дзиѓа» (Львов); 2009 — «L-2» (Люблин — Львов); 2010 — участник аукциона «Золотое сечение». Художник работает в таких видах изобразительного искусства, как станковая и монументальная живопись, книжная графика, дизайн. И хотя Нименко-младший пишет в основном маслом, особого внимания заслуживает его акварель «Портрет батька».

— Эта картина родилась совсем неожиданно, — делится воспоминаниями Максим НИМЕНКО, — хотя вынашивалась достаточно длительное время. Хотелось передать образ незаурядной натуры отца по-особенному. В своем творчестве постоянно экспериментирую. Получилась работа, которая по стилю напоминает витраж, что достигается при помощи сочетания контрастных тонов. Отец сидит задумавшись… Такой, каким я его запомнил…

— «Пастельный день» — это нежное прикосновение к струнам души, — делится своими впечатлениями от выставки Олеся АНТОНЮК, дизайнер интерьера. — Погружаясь в рассветное марево спокойно-философских акварелей и пастелей Нименко-старшего, с солнечным настроением входишь в яркий, преисполненный молодой экспрессии день полотен Нименко-младшего, где все же просматриваются пастельные «гены» опытного мастера. Удивительная гармония настроения и преемственности поколений.