Мосгорсуд перелистал страницы своей истории — Известия

На выставке, посвященной юбилею московского правосудия, представлены как процессы XIX века, так и громкие дела последних лет

В холле основного здания Мосгорсуда открылась выставка к его 80-летнему юбилею (день рождения у суда 13 декабря). Это уникальный шанс на вопрос охранника у входа «Уголовное дело или гражданское?» ответить: «Просто на выставку посмотреть». Пускают всех (на входе придется оставить фотоаппарат, а в очереди в гардероб наслушаетесь разговоров о кассациях и надзорных жалобах).

На выставке можно увидеть знак мирового судьи XIX века, жетоны городского и волостного судьи, документы судебных органов царской России, редкий экземпляр книги свода законов XIX века — синодальной «Кормчей». Это историческая часть, предваряющая 80-летнюю историю собственно Мосгорсуда.

Еще интереснее становится в конце XIX и ХХ веков. «Клятвенное обещание» судейского чиновника 1894 года любопытно сравнить с присягой федерального судьи наших дней. Первый клялся «всемогущим Богом перед святым его Евангелием и животворящим крестом Господним», что будет хранить верность государю императору и творить суд по чистой совести без лицеприятия, «памятуя, что я во всем этом должен буду дать ответ пред законом и пред Богом на Страшном суде его».Нынешние судьи клянутся «честно и добросовестно… осуществлять правосудие, подчиняясь только закону, быть беспристрастным и справедливым, как велят мне долг судьи и моя совесть». То же самое минус упоминание о Боге: подходит и мусульманам, и иудеям, и атеистам.

Заодно можно узнать, что ювенальная юстиция — не новинка для России: страница «Особые суды для малолетних» пришла на экспозицию из органа адвокатуры, нотариата и суда «Вестник права» за 1914 год.

Типовой «Опросный листок о самоубийце» в одной из витрин раскрывает драму целой жизни: Зубик Кирилл Захарович, 27 лет, русский, православного исповедания, детей нет, покончил с собой в городе Ржеве 20 декабря 1928 года с помощью огнестрельного оружия. В графе «причина» стоит: «приговор военного трибунала». Погибший был командиром взвода Красной армии.

Судебные процессы 1930-х отражены скупо: в основном в витринах брошюры и книги о деле Бориса Савинкова, о разоблачении и осуждении врагов народа, речь одного из организаторов сталинских репрессий Андрея Вышинского на процессе «антисоветского троцкистского центра». Имена 60 судей, ушедших на фронт, высечены на мемориальной доске. Семеро их них погибли или пропали без вести.

Самый современный и понятный раздел — «Громкие дела». Здесь нашлось место Алексею Френкелю, признанному заказчиком убийства первого заместителя председателя Центробанка РФ Андрея Козлова (имя жертвы на выставке не упоминается), и «битцевскому маньяку» Александру Пичушкину. Процесс бывшего начальника ОВД «Царицыно» майора Евсюкова охарактеризован как «дело с недопустимыми и безжалостными обстоятельствами, которые не поддаются пониманию». На плазменных панелях мелькают и совсем свежие фотографии — процесс Ходорковского и Лебедева, хищения в «Оборонсервисе».

Не менее интересно то, чего на выставке нет. Например, не нашлось места для участниц Pussy Riot, хотя в Мосгорсуде рассматривалась кассационная жалоба на приговор и именно из зала этого суда вышла на свободу Екатерина Самуцевич.

А в исторической части не стали отслеживать судьбы тех, кто, верно служив российскому императору и, возможно, принеся то самое «клятвенное обещание», мог стать подсудимым по печально знаменитой 58-й статье «контрреволюционная деятельность». Едва ли не единственным упоминанием «троек» обозначены массовые репрессии ХХ века, хотя одних верующих, кого Русская православная церковь потом канонизировала в числе новомучеников, через московские суды и тюрьмы прошли тысячи, а сколько было еще «вредителей», «врагов народа» и «тунеядцев»… 

Выставка открыта до конца декабря в рабочее время суда. 

Источник: