Молодые мастера искусств: что творим!

«Молодые мастера искусств — Тюменской области» — так называлась выставка (и одновременно конкурс), которая прописалась в самом центре города на Цветном бульваре. В отличие от других подобного рода она проходила под открытым небом и всем своим видом приглашала прохожих обратить на себя внимание, принять участие в выборе победителей.

Организаторы все продумали: надо было только опустить в специальный ящик заполненный от руки ярлык. В этом году было присуждено три диплома зрительских симпатий — в каждом из разделов «Архитектура», «Дизайн», «Мода». Горожане выделили «Концепт-проект трансформируемой мебели для интерьера» К.Крюкова, коллекцию одежды М.Баталова «Леди-подарок» и «Железнодорожную станцию «Тюмень» И.Бокарева, за которую и я отдала свой голос. В специальных разделах этот проект не был отмечен: наверное, он не самый лучший по архитектурному решению. Победа у нас, зрителей, — свидетельство того, что он отвечает нашим ожиданиям и просто попал, что называется, в точку. Затянувшаяся реконструкция Тюменского вокзала стала притчей во языцех, да и не сильно затронула его конструкцию. То, что предложил И.Бокарев, кардинально меняет пространство, силуэт, и это всем понравилось.

У этой выставки счастливый пятый номер. Значит, ее можно причислить к традиционным. Она выжила, несмотря на разные перипетии в своей недолгой истории. Выставка проходила в рамках празднования очередного Дня города и очередного Всероссийского фестиваля архитектуры, дизайна и искусства. Пока ее организация в большой степени лежит на плечах преподавателей наших дизайнерской и архитектурной школ, хотя куратором пятой выставки была выпускница института дизайна Е.Коробейникова.

Председатель Тюменского регионального отделения Союза дизайнеров России Наталья Крамская, которая еще недавно учила Елену, руководила ее проектами, работала вместе с ней на выставке, надеется, что со временем бывшей ученице можно будет передать большую часть своих полномочий.

Непременный председатель жюри Виктор Станкевский, профессор ТюмГАСУ, признался, что ему не надо было руководить: члены жюри, выпускники ТюмГАСУ и Института дизайна, судили высокопрофессионально.

— Мне оставалось только, как говорится, удостоверить их решение! — так он заявил в заключительном слове на закрытии 5-й выставки-конкурса «Молодые мастера искусств — Тюменской области».

Эта церемония проходила в рабочем режиме. Вокруг шумел праздник, посвященный 424-й годовщине основания Тюмени, гремела музыка, звучали песни. Здесь, у стендов с работами молодых архитекторов и дизайнеров, могли бы собраться и показать свое творчество молодые музыканты, хореографы, певцы, поэты, и эта площадка привлекла бы не меньше зрителей, чем та, где выступал артист из сериала про ментов.

Высшие награды конкурса — это два Гран-при в равнозначных номинациях «Архихитектура» и «Городская среда». Вместе с ними победители получают 15 тысяч рублей. Счастливчиками (вернее, счастливицами) в этом году стали С.Ефимова (УралГАСУ) и М.Белозор (Институт дизайна). Где вы, молодые люди, ау?

С.Ефимова предложила работу «Проект музея поступков», а М.Белозор — «Интерьеры коррекционного дома-интерната для детей». И та, и другая, несмотря на молодость, имеют опыт участия и побед в национальных и международных конкурсах, выполняют проекты социальной направленности.

Впрочем, это отличает и других победителей конкурса, что, несомненно, не случайно. К победе надо готовиться, работать много и терпеливо, несмотря на талант и имеющиеся способности. Преподаватели творческих вузов не устают об этом говорить, но… Вот и на этом конкурсе наград было больше, чем претендентов на них, и в некоторых номинациях победителей не оказалось. При этом жюри, в процессе своей работы найдя достойные проекты рекреационной направленности, не вписавшиеся в номинации, отметило их, предложив новые. Так, были награждены В.Хохлова — за «Проект музея иллюзорных искусств» и Е.Нагибина — за «Эскизный проект реконструкции сквера на ул.Одесской».

Кроме того, в разделе «Архитектура» диплома первой степени были удостоены И.Беленький — за «Общественный деловой центр в городе Тюмени», С.Коваленко — за «Временное мобильное жилье для рабочего персонала на строительных площадках». Дипломы второй степени получили Е.Нагибина за «Многофункциональный жилой комплекс по ул.Харьковской», П.Финагин за «Вахтовый поселок на 100 мест» и В.Хохлова за «Проект благоустройства центральной части поселка на 6 тыс. человек».

Если среди архитектурных проектов не нашлось претендента на награду в номинации «Лучшая идея», то среди дизайнерских — нашлось. В этой номинации был отмечен концепт-проект «Трансформируемая мебель для интерьера» К.Крюкова. В его основе лежит идея о том, что мебель можно создавать под собственный образ жизни из набора готовых модулей — стильных, хайтековских. Основные модули — кухня, спальня, душевая, кабинет. Кто-то выберет себе полный набор, кто-то ограничится какой-то частью его. При этом, что очень примечательно, автор предлагает сначала думать о своем комфорте, подбирать модули, а потом проектировать все жилье: стены и т.д. В общем, в какой-то степени революционный подход…

За интересные интерьеры, предложенные для «Дома природы, техники и спорта» и «Детского дома № 66», получили соответственно дипломы первой и второй степеней Е.Киселева и Н.Глушкова. Е.Киселева в своей работе воплотила замысел не заорганизованного пространства, исходя из того, что оно предназначено для детей, которые будут в нем проводить свободное время, и для их родителей, ожидающих своих чад.

В коммуникативном дизайне за лучшую идею награду получила В.Олина. Так отметили ее проект оформления 12-й Всероссийской выставки-конкурса «Идеальный дизайн», которая, как обычно, будет проведена осенью в залах музея изобразительных искусств. Идея автора — увлечь и развлечь собравшихся, заинтересовать дизайном, что-то объяснить, растолковать. Наверное, всех будет цеплять название выставки, конкретно — слово «идеальный». Точка зрения автора — будет представлен не «бумажный дизайн», а идеи дизайна, его метафизика.

Диплома второй степени в этом же разделе удостоена М.Зюркалова за проект «Коммуникативное пространство Тюменской станции переливания крови».

В «Дизайне костюма» за лучшую идею награждена Е.Трошева. Она разработала коллекцию одежды «Забава Путятична». Н.Хворостяная удостоена диплома первой степени за коллекцию одежды «В поисках приключений». Обе коллекции можно было увидеть на дефиле.

— Трошевой удались в коллекции элементы русского народного костюма. Акцент сделан на яркие, укрупненные аксессуары, бусы например, а не на крой, как всегда. В этом изюминка и новизна авторского подхода. У Елены есть опыт создания коллекций, она способная, техничная. У второго проекта — иной уровень, уровень начального образования, что и соответствует образованию автора. Идея ее коллекции решена более прямолинейно. В ней надо обращать внимание на декорирование костюма, предназначенного для города, для «приключений» на его улицах. Поздравляю девушек и желаю им творческих успехов!

По итогам выставки диплома регионального отделения Союза дизайнеров России был удостоен М.Салижанов за работу «Проект галереи современного искусства — 21». В нем написано лаконично: «За графичность интерьера».

— Чем отличалась эта выставка от других и отличалась ли? — такой вопрос был задан Виктору Станкевскому и Наталье Крамской.

— Все молодые, успешные, умные. Все лауреаты разных конкурсов, в том числе самых престижных в нашей сфере. Евгений Жабрев недавно участвовал в международном конкурсе «Молодые таланты поколения next», и о нем, как и о других его победителях, писал известный журнал «Татлин». На биеннале в Венеции он в составе 100 студентов представлял Россию. Сейчас работает в мастерской А.Табанакова. Дмитрий Морозов — тоже наш выпускник. Вместе с друзьями создал мастерскую, успешно работает. Сергей Голубев — креативная личность, за такими, как он, будущее. Со всеми я делал проекты. Это хорошие специалисты своего дела.

Про состоявшийся конкурс могу сказать, что он оказался не ярким. Не по всем номинациям были присуждены дипломы первой степени. Может быть, мы не вовремя его проводили, может быть, в организационном плане оказались не на уровне? За учебный год у нас выходит порядка 400 проектов, так что нам есть кого показывать.

— Нашу пятую выставку условно можно назвать юбилейной. За это время до 10 тысяч зрителей приняли участие в народном голосовании. Было показано до 300 работ. Номинации не менялись, но модифицировались. В разделе «Городская среда» номинацию «Средовой дизайн» разделили на проекты по архитектурно-рекреационному пространству и интерьерам. Мы почувствовали, что меняется понимание городской среды как таковой, иногда она как бы заходит внутрь помещений, продолжается в них. Дизайнеры вводят в «серый» интерьер жизнь — деревья, воду, камень. Это уже видно в наших проектах. Бредовая идея? Поживем — увидим!