Мир информации бесконечен — О тех, кто начинал

В 1966 году в небольшом выставочном зале редакции журнала «Юность» на улице Воровского была развернута выставка произведений трех, тогда еще молодых, художников из Грузии— Тенгиза Мирзашвили, Зураба Нижарадзе и Дмитрия Эристави. Выставку с интересом встретили зрители, московские художники, искусствоведы.

С тех пор прошло десять лет. За это время нам не раз приходилось встречаться с отдельными картинами своих бывших дебютантов на всесоюзных смотрах изобразительного искусства в Центральном выставочном зале Москвы и тем самым следить за их творческим ростом. Некоторые из представленных в столице картин были воспроизведены на цветных вкладках «Юности». В этом году мы снова нашли наших старых друзей на групповой выставке в залах Музея искусства народов Востока. Вновь в Москву привезли свои произведения Т. Мирзашвили, З. Нижарадзе, Д. Эристави вместе с работами скульптора Г. Ониаури.

Просматривая ретроспективно экспозицию этой выставки, невольно задумываешься над тем, какую большую работу проделали художники за прошедшие годы. И хотя здесь нет сложных тематических композиций и полотен большого размера, чем «болеют» многие художники нашего времени, каждый холст, каждый этюд, каждый штриховой набросок говорит о большом вкусе их авторов, о возросшем мастерстве, об интересных живописных находках, о приобретении индивидуального почерка. В предисловии к каталогу выставки читаем: «Творчество этих художников наряду с творчеством их современников и ровесников определило новый этап в развитии изобразительного искусства Грузии. С самого начала они заявили о принципиальной связи с традициями своих предшественников — художников 20-х годов, с наследием многовековой художественной культуры Грузии и европейского искусства..» Связь художников с истоками древней грузинской культуры можно увидеть, присмотревшись к пейзажам и сельским жанровым сценам у Т. Мирзашвили; она — в городских тбилисских этюдах Д. Эристави, в красочных полотнах З. Нижарадзе, навеянных впечатлениями от поездки в Италию, в лирических портретах скульптора Г. Ониаури.

Каждый из них по-своему индивидуален, и каждый из них пользуется своими художническими приемами. Но у всех четырех есть общие свойства, объединяющие их творчество: неиссякаемый оптимизм, любовь к человеку, чувство юмора, умение пользоваться метафорой и гротеском, находить красоту в самых будничных явлениях жизни.

В этом нетрудно убедиться, познакомившись с произведениями каждого из представленных художников. Так, например, и в зале Т. Мирзашвили сразу вызывает добрую улыбку небольшая картина с изображением краснолицых сельских парней, пробующих свою неуемную силу в народной спортивной борьбе («Борьба»). Там же можно увидеть композицию «Мальчики на реке». На этом холсте — трое забавных подростков после удачной рыбалки. Их наивные лица и узкоплечие фигурки напомнят многим зрителям знакомые сцены из своего детства. Хороша большая серия холстов Т. Мирзашвили, посвященная горным пастухам и пастушкам, занятым выполнением своих обязанностей в горах Тушетии.

В зале Д. Эристави мы находим много сюжетов, говорящих о тонких наблюдениях художника за жизнью небольших городских улочек. Посмотрите на картину «Воды Лагидзе». Настолько ярки и лиричны образы девушек и солдат, пьющих воду около уличного автомата, что комментарий к этому произведению не требуется. Очень трогательно выглядит его же графический лист «Продавец фиалок» написанный пастелью и гуашью, он создает у зрителя весеннее, радостное настроение. Такое же впечатление производит отточенный рисунок в композиции «Весенний день» из серии «Старый Тбилиси» и многие листы его книжных иллюстраций.

В зале З. Нижарадзе перед нами раскрывается интересный, полный противоречий мир, возникший на полотнах художника под впечатлением его поездки по Италии. Перед зрителями как бы проплывают сцены из жизни бродячих цирковых актеров, крестьян, рыбаков, уличных прохожих, показанных художником с большой любовью и одновременно с печальной улыбкой. Нельзя не сказать несколько слов о колористических особенностях картин З. Нижарадзе, так как они полностью характеризуют темперамент художника. Если в работах его коллеги Т. Мирзашвили преобладает сдержанный, «теплый» колорит, а в произведениях Д. Эристави заметна любовь художника к мягкой пастельной тональности, то в картинах З. Нижарадзе нас поражает преобладание ярких и сонных красок всех оттенков радужного спектра. Он обращается к «открытому» цвету, не боится смелых красочных сочетаний. Это характерно не только для его итальянских сюжетов, но и для пейзажей Сванетии, фольклорных сцен из жизни старого Тбилиси, серии женских портретов и подборки «На античные мотивы».

Подлинным мастером скульптурного портрета предстает перед нами Г. Ониаури. Его персонажи носят индивидуальный характер и вместе с тем они не фотографичны, так как скульптор стремится передать обобщенные типические черты каждой своей модели. Скульптуры Г. Ониаури, расставленные по всем трем залам, служат ярким дополнением к живописной экспозиции его товарищей и своим присутствием помогают зрителю глубже оценить мастерство четырех представителей изобразительного искусства Грузии.

К этому следует добавить, что все четыре художника очень многогранны в творчестве, каждый из них работает и в живописи, и в графике, и в кино, и в театре. И в заключение хочется упомянуть о том, что за годы, прошедшие после дебюта, все четверо мастеров получили звание заслуженных художников Грузинской ССР.

Давайте пожмем их трудолюбивые руки!

Журнал «Юность» № 3 март 1976 г.

Источник: http://mostmostmost.livejournal.com