Людмила Духовная:

Встречи с Людмилой Духовной – особая часть моей жизни… Восторженное отношение зрителей, женское обаяние, талантливо прочитанные многоопытным мастером  роли в спектаклях РДТ —  все, что открыто широкой публике, для меня  имеет продолжение.

То самое, которое во время нечастых, но затягивающихся на часы бесед  не только о профессии, но и о «высоких материях» окрашено  особой доверительностью и оборачивается условиями —  насколько это возможно –  приблизиться к пониманию ее актерского, а подчас – и  личностного, кредо, проникнуться к ней особой любовью. 

Вот о чем, конечно же,  нужно  писать, когда уж  всерьез занимаешься этим ремеслом, да как, если – что греха таить – связан  так называемым «читательским» интересом окружающих, а набор ставших дежурными вопросов практически  не способен  раскрыть суть уникальной личности…

На сей раз договорились так: я посылаю текст с  некими  своими  мыслями  о театре и самочувствии актрисы в нем, а она — так же письменно — искренне рассуждает по поводу тех, которые посчитает  уместными  и судьбоносными. И будь, что будет…  К примеру,  вот так…

— Анализ особенностей профессии…  Я — женщина… миссия женщины.

— Мое становление как актрисы началось с поэзии… Стихи, которым меня  в раннем детстве научили дома, я безумно полюбила.

Помню, бабушка рассказывала: «Ты была такая забавная и смешная, когда декламировала: «Без конца вздыхала Клава: если б я была кудрява!» Вот так, игры «в артистку» привели меня на большую сцену,  где я продолжаю играть до сихпор…  Вообще  в нашей профессии актер с возрастом ни в коем случае не должен потерять главные свойства ребенка – игривость, непосредственность и душевную чистоту!

А поэзия научила меня поэтическому видению мира, что так важно в актерской работе.  Искренность, душевность, чувственность, романтичность, лиричность — все это здорово помогло при создании огромного количества образов.

Что же касается «миссии женщины», скажу так: если учесть, что я счастливая мать и трижды бабушка, что пишущие мне поклонники называют Королевой, Царицей, Примадонной и даже Богиней (улыбается. – Здесь и в дальнейшем ремарки автора. — Л.Д.),  могу с уверенностью сказать, что я  не только как Женщина, но и как Актриса свою Миссию выполнила.  

— Наиболее запомнившиеся роли. Интересные мысли и воспоминания о прежних ролях. Звездные моменты.

Каждая роль, формировавшая  меня как актрису,  в определенной степени  оказала влияние наменя как на человека.  Как иначе…  Было достаточно много работ, которые без преувеличения могу считать «звездными»: Валентина  в спектакле «Валентин и Валентина» М.Рощина, Настя в «На дне» М.Горького, Валентина в «Прошлым летом в Чулимске» А.Вампилова, Алка в «Самый последний день» Б.Васильева, Эмилия в «Отелло» В.Шекспира, Кароли в  «Загнанная лошадь» Ф.Саган, Айнур в «В хрустальном дворце» И.Эфендиева,  Наташа в «Наедине со всеми» А.Гельмана,  Зарифа в «Нонсенс» Н.Расулзаде, Жена Сулеймана в «Рай в шалаше» К.Асланова, Эстер в «Священные чудовища» Ж.Кокто, Елена Владимировна в «Хочу купить мужа» М.Задорнова,  Она в  «Собака» — работа,   высоко оцененная  самим драматургом В.Красногоровым на гастролях в Санкт-Петербурге, который назвал меня «первой и лучшей в мире исполнительницей главной роли в спектакле «Собака». Это ли не звездный успех?!

Очень близкими мне по личному мироощущению, потребовавшими душевной откровенности и  большой психологической нагрузки, стали «звездные», сложные  по внутреннему содержанию роли в спектаклях  «Отрава» (Джаноцци)  по пьесе М.Богомольного ,  «Игра теней» (Клеопатра)  Ю.Эдлиса, «Странная миссис Сэвидж» (Сэвидж) по пьесе Дж.Патрика.… «Рождать» этих героинь, хоть и «в муках», было безумно интересно.

Очень важной  была работа в Театре азербайджанской драмы в спектакле Эльчина «Ах, Париж, Париж!» (Вера). С режиссером  Азер Пашой  Нейматовым и с коллегами-актерами мы сразу нашли общий язык, за что им очень благодарна!

Большую оценку моему  участию в этой работе дал  очень любивший  театр наш Общенациональный лидер Гейдар Алиев: «…Здесь я вижу всех звезд нашего национального театра! А Духовная сделала этот театр еще краше!», — сказал он  за кулисами после просмотра спектакля. 

Чтобы приоткрыть завесу над тем, как все это складывается,  подробно остановлюсь на последней в только что закончившемся сезоне  работе    в спектакле «Жениха вызывали, девочки?»  по пьесе А.Иванова.     

Больше  года  я искала такую пьесу, искала  именно комедию,  руководствуясь не только  своим желанием, но и, прежде всего, сегодняшними запросами нашего зрителя.

«Жениха вызывали, девочки?» мне прислала подруга, я прочла ее на одном дыхании и  мне она сразу понравилась:  легкая, с искрометным юмором, с глубоким, очень актуальным на сегодняшний день сюжетом, но главное — очень жизнеутверждающая и со «счастливым концом»! Понравилась и  роль в этой пьесе, которую я захотела сыграть: она  очень театральная, близкая мне по духу, а, кроме того,  давала возможность предстать перед зрителем сразу в нескольких образах, воспроизводя отрывки  из лучших произведений  мировой драматургии и, как написали потом критики, «умело жонглировать образами… и вдохновенно творить чудо перевоплощения».    Но, к сожалению, в РДТ пьеса восторга не вызвала. Тот, кто вел переписку с автором,  заявил, что она  «понравилась только актрисе и «не нужна театру». Но она понравилась и  главному режиссеру А.Шаровскому! Он, к моему огромному счастью, понял пьесу так, как поняла ее я, и сумел в ней разглядеть главное, по-чеховски доброе,  и принял ее, за что я ему очень благодарна.

Что значит для вас хороший партнер?

— Со многими актерами у меня в процессе работы были и незабываемые мгновения, которые вспоминаю с благодарностью,  и какие-то недовольства,  даже обиды… Хороших партнеров было много…  Мне очень хочется вспомнить ныне покойного  Мелика  Дадашева. Удивительно чуткий был партнер! А из актрис — моя любимая партнерша — Медина Муллаева!

-Активность, востребованность и мучительные ожидания ролей как одна из составляющих творческой биографии актера.

Конечно, на разных этапах моей творческой биографии случались не только времена  активности, но и периоды ожидания. Однажды учительница спросила мою маленькую дочку: как мама? А она  честно и простодушно  ответила: «А я не вижу маму, она уходит ночью и приходит утром» (смеется).

Испытав  неловкость, когда учительница  «в воспитательных целях»  рассказала мне об этом, я объяснила ей,  в чем дело. Работы в тот период было очень много, я была занята сразу в нескольких спектаклях,  но – ненасытные – мы по ночам  репетировали еще и  «Человек, который платит» И.Жамиака, который ставил А.Никольский. Охота пуще неволи – одержимые творческими эмоциями  мы вне «репертуарного графика» репетировали его  после вечерних  спектаклей, начиная с 23 часов  вечера и до утра. Приносили термос с чаем, еду и работали!

Моменты, когда  в сезон играла всего один спектакль, — бывали и такие – вспоминаю как страшный сон.

— Актер вне сцены: какой он?                                                                                         

—  Профессия здорово держит меня «на плаву» как женщину, личность и актрису, поэтому  отношусь к ней так трепетно. Я никогда не останавливаюсь и стараюсь идти в ногу со временем… Это помогает сохранять ощущение молодости, интерес к людям. В процессе подготовки к роли много думаю, размышляю и анализирую, чтобы, как говорил  Товстоногов,  образ «чувствовать кожей». Но прежде чем почувствовать, надо знать. А чтобы знать, надо, конечно ж, много читать, следить  за культурной  жизнью не только страны, но и мира, смотреть работы коллег.

Я посещаю все премьеры, хожу в Театр азербайджанской драмы, на выставки, презентации,  смотрю хорошие фильмы. Часто бываю в Москве и обязательно посещаю театры, смотрю интересные и новые спектакли,  сравниваю и делаю определенные выводы. Совсем недавно в театре имени Вахтангова  посмотрела спектакль «Евгений Онегин» в постановке удивительного режиссера Римаса Туминаса.  Гениальный спектакль, настоящее явление в театральной жизни России! В нем заняты  четыре  поколения актеров, потрясающая сценография, столько фантазии, продумано абсолютно все,  начиная с программки. К сожалению, в последнее время с грустью приходится  отмечать, насколько мы отстаем и технически и профессионально…

— А ваше отношение к  критике?

Во все времена  самым строгим судьей себе была сама! К критике   всегда относилась и отношусь толерантно, тем более что за годы творческой деятельности она меня… баловала. Но иногда  читаю то, что не просто огорчает, но и возмущает!  К примеру, то, что написали недавно в одной из рецензий: « Она (то есть — я) может участвовать в комических ситуациях, создавать их, но комической героиней ей не быть никогда, как не сыграть простолюдинку»… Но кто же тогда Сирена из спектакля «Мужчина по вызову» — женщина из народа, нахальная, веселая выпивоха? Она  была сыграна так, что некоторые зрители задавали вопрос: а что, Духовная пьет? (смеется).

Или  роль старухи  Анны — безропотной простолюдинки, о которой писала критика: «..в старой изможденной многолетним трудом женщине с выцветшими глазами, дряблыми щеками, трясущейся головой, дрожащими руками и этим певучим окающим говорком мало кто узнавал статную красавицу Духовную…»? А  приспособленец с крючковатыми ногами дворецкий Мальволио? В этой роли многие  меня совершенно не узнавали. Помните, как  сидевшая с вами рядом директор одной из бакинских школ жарко заспорила, услышав от вас, что Мальволио в спектакле «Что угодно?» по Шекспиру играет  Духовная.

В рецензии на последний спектакль «Жениха вызывали, девочки?» читаю:  «Вот сцену прощания из пьесы «Собака на сене» Лопе де Вега, где звучали изумительные стихи, которые в своей особенной интонации читала в одноименном фильме Маргарита Терехова, хотелось бы прочувствовать более глубоко, произнесенные не походя, не шутя, а в какой-то особенной, неповторимой, характерной только для Людмилы Духовной манере». А  ведь речь не  о пьесе «Собака на сене»,  а о собранных в так называемый «коллаж ремарок» репликах из этой комедии.  Собраны они были не беспорядочно, а применительно к ситуации,  разворачивавшейся в нашейпьесе.

Думаю, если критик берется  проводить сравнения с классическими произведениями (хотя зачем?),  прежде следует заглянуть в первоисточник. Случается, не досмотрев до конца спектакль, «критики» пишут о том, как его  принял зритель! Были случаи, когда, не понимая  работающих на  замысел условностей, пишущие с огорчением отмечают, что, скажем,  в спектакле «Жениха вызывали, девочки?» «вывешены часы без стрелок». При этом не заметив, что не поднимающая глобальных проблем пьеса – о  праве каждого на простое человеческое тепло и  любовь,  что  «зацепило» зрителей.

— Влияет ли на путь и самоощущение актрисы  ее статус  главной и лучшей актрисы театра?

— Нет, наоборот! Это актерский путь приводит к статусу и регалиям! Мои звания, награды за достижения,  популярность, статус и авторитет  для меня значат и значили всегда только одно:  это повышение требовательности к себе,  большая ответственность и огромная работа, чтобы  все это  оправдать!

— Зрители – какие они? За что они любят актера? Что есть общения со зрителями,  в том числе  ваша активная  переписка в Интернете.

— Для меня зрители – прежде всего – друзья, с ними  могу любить, надеяться, верить, с ними  хочу быть лучше, им дарю свое сердце, а они мне – свое! Я счастлива, что у меня всегда была и есть обратная связь со зрителями,  дружу со многими своими поклонниками из разных концов мира, встречаюсь с ними,  переписываюсь в «социальных сетях» и не прячу там свое настоящее имя. У меня есть Персональный сайт, где можно прочесть обо мне практически все, оставить свое сообщение или отзыв, посмотреть фотографии и выдержки из рецензий. Кроме того, в  Интернете на разных сайтах выложено много интервью, очерков, рецензий, в Ютубе  уже достаточно много видеороликов с отрывками из спектаклей с моим участием и исполнением стихов  —  чтение поэтов Серебряного века и наших, азербайджанских авторов – мое серьезное увлечение.

Год назад в  «Одноклассниках»  мои поклонники организовали группу «Жемчужина бакинской сцены Людмила Духовная», в которую вошли около 1000 участников, живущих не только в Баку, но и  в других странах мира. Информация там о моей жизни и творчестве постоянно пополняется и обновляется, а я, в свою очередь,  с большим  удовольствием прочитываю комментарии, отзывы и  отвечаю на вопросы. Мне приятно, что люди смотрят видеоролики спектаклей, которые шли на нашей сцене много лет назад,  пишут искренние, благодарные слова.

— Реакция  в зале. Не всякий же  смех радует?

Конечно, не каждый смех и не каждая реакция  в зале радуют. Например, как это было на одном из недавних  спектаклей, когда актер нашей труппы, сидя в зрительном зале, зааплодировал и крикнул «браво» своему коллеге в самом неподходящем месте.  Можно выразить восхищение на поклоне своему коллеге, но никак  не в момент произнесения такого монолога или диалога и не в середине спектакля, где играется какой-то социально-важный  отрывок. Я считаю это нетактичностью и бескультурьем, связанным с незрелостью или недостатком ума! Бывала и противоположная реакция: когда очень смешные моменты в комедии коллеги, сидящие в зале, принимали при гробовом молчании… Нарочито и неспроста.

 В  моей биографии было много таких случаев, я, можно сказать, к ним привыкла. Но если  привыкнуть к ним  можно, то забыть никак нельзя —  осадок всегда остается! 

А какими «открытиями» можно заинтересовать  сегодня молодого зрителя?

 Сегодня зрителя вообще сложно заинтересовать какими-то театр…

Источник: http://www.1news.az