Любовь Шамина: «Самое главное, что оставила Майя Дмитриевна Ковешникова на этой земле, своё цветочное чудо»

2 июня на 88-м году жизни скончалась известная алтайская художница , блестящий живописец, заслуженный художник Российской Федерации, Майя Дмитриевна Ковешникова . Прощание состоялось в выставочном зале  Союза художников Алтая. Здесь собрались коллеги, руководители администрации Алтайского края во главе  с председателем Законодательного собрания Лоором И.И., друзья, почитатели её таланта, родные.

Поток желающих проститься с Майей Дмитриевной казался нескончаемым. Люди несли и несли цветы, розы, тюльпаны, гвоздики, ландыши, красоту которых она воспевала всю жизнь в своих произведениях.

Траурные слова на кладбище и поминальном обеде говорились искренне, от души, все вспоминали свою Майю, с которой  долгие годы общались, дружили, сотрудничали.

К сожалению, уже не осталось тех, кто был свидетелем её приезда в Барнаул, где она появилась в 1951 году после окончания Орловского художественного училища вместе со своим мужем В.Я. Курзиным, членом Союза художников РФ, племянником  М.И. Курзина, создателя в 1918 году знаменитого Алтайского художественного общества (АХО).

В последние годы она сама в дружеских беседах вспоминала свои ощущения послевоенного Барнаула и, как это умеют делать творческие люди, создавала словесный, красочный и тёплый образ провинциального сибирского города с деревянными домиками, украшенными затейливой резьбой, купеческими особняками. Поразила её огромная, чистая и красивая река Обь с густыми утренними туманами,  поразительнояркими восходами и закатами. И всё это она сохранила в  первых натурных этюдах, вошедших в золотой фонд творческого наследия Майи Дмитриевны. Так она обрела здесь свою вторую родину, где жила и которую славила  всю жизнь.

Свойством её очарованной натуры был бесконечный поиск своей темы, выразительных средств для более глубокой и убедительной передачи многообразия и красоты окружающего мира. В те годы, когда молодая художница начинала работать, особо приветствовалась  тематическая картина, и она попробовала себя в создании бытовых жанровых композиций  «Набедокурила», «Дружная семейка,  «К зиме», «Танины игрушки»… и, казалось бы, всё получалось, и  привлекательный выбор сюжета, и умение разместить его на холсте, и живописное решение, но…, что-то не устраивало.

По призыву партии  в 70-е годы периодически формировались творческие группы художников, которые  направлялись для работы  на  новостройках, на предприятиях,  в районах края.  Майя Дмитриевна  попадает  на Барнаульские производственные комбинаты ХБК и КХВ, где  одна из первых в Сибири начинает создавать жанр тематического, социально значимого натюрморта, развитие которого продолжает в Горном Алтае, где   знакомится с удивительными изделиями народных мастериц:  ткаными поясами и опоясками, расшитыми рушниками и скатертями, интерьерами, расписанными кистевой росписью.   Именно тогда в селе Верхний Уймон она написала первую композицию с караваем свежеиспечённого хлеба, который органично разместился среди красот народного творчества. Эта работа  «Изба Прова из Уймона» положила начало новому этапу  в творчестве художницы, связанному с темой хлеба.

Вершиной её «хлебной» коллекции стало полотно «Алтайский хлеб» (1981), написанное для республиканской выставки «Нивы Алтая», которое стало символом алтайских полей,  славило человека труда, творца и созидателя.

После выставки картина осталась в Москве и заслуженно вошла в состав золотого фонда российского искусства ХХ века. Сегодня хлебные натюрморты М.Д. Ковешниковой  рассеялись по всему миру, стали гордостью музейных, частных коллекций в России и за рубежом.

Открытием для многих, кто довольно близко был знаком с творчеством Майи Дмитриевны, стало появление в 90-е годы на выставках её авторских портретов. Она никогда спонтанно не выбирала свои модели, чаще всего натура была  хорошо знакома и чем-то привлекала. Традиционное решение портрета допускалось, но крайне редко, характеристика образа часто усложнялась, в связи с его необычностью. Чтобы подчеркнуть особенности модели, автор применяла приём  мягкого, необидного гротеска. И кто видел портретную галерею Майи, вспомнят великолепные портреты искусствоведов В.В. Сазоновой, Н.П. Гончарик, радиожурналистки Э.Л. Свиридовой,  портрет-картину «Альфред», портреты женщин, участников Великой Отечественной войны  А.П. Чеботарёвой, Д.А. Кривенко, Л.К. Кондратовой.

И самое главное, что оставила Майя Дмитриевна на этой земле, своё цветочное чудо. Богатство и красота мира сосредоточились для неё в цветах, скромных полевых ромашках, незабудках, колокольчиках, огоньках, лесных ландышах, роскошных пионах, марьиных кореньях. Отталкиваясь от натуры, она создавала  настоящие космические миры: «Космос лета», «Осенняя песня»,  «Песня радости», «Большой светлый натюрморт», «Полевые цветы»…

Прожита большая, интересная, красивая жизнь, оставлено огромное творческое наследие и диву даёшься, как в этой маленькой, хрупкой женщине могла уместиться живая красота огромного мира, обласкана и поднята творческим волшебством на невероятную высоту. И этот  значимый след на земле ещё предстоит осознать и оценить по-настоящему.

И пусть будет вечной светлая память о тебе, наша дорогая Майя Дмитриевна!

Источник: