Летят, неторопливо плывут, степенно едут….

«На скорости ХХ века» — совместный проект ГТГ и Фонда содействия сохранению творческого наследия Александра Лабаса, приуроченный к 110-летию художника. Первая персональная выставка известного мастера, одного из основателей Общества станковистов (ОСТ), «постфутуриста» Лабаса в стенах Третьяковки собрала более 150 работ из коллекций ГТГ, Русского музея, ГМИИ им. А.С.Пушкина, Театрального музея им. А.А.Бахрушина, частного собрания и даже Политехнического музея.

Последнее не оговорка. В выставку одного из самых страстных поклонников авиации и воздухоплавания (по крайней мере, среди художников), скорости и вообще технических чудес ХХ века ее кураторы включили модели «У-2» (1928-1929), знаменитого «кукурузника», на котором продолжали летать даже во время войны, автобуса ЗИС-8, развивавшего невероятную скорость 60 км/ч, и действующую модель паровоза… Это не единственные неожиданности в экспозиции. В разделе «Москва» показывают кинохронику 1930-х годов, с кадрами уличной жизни и первых поездов в метро…  Одно из полотен «В метро» (1972), в котором художник отчасти повторил свою работу 1935 года с движущимся эскалатором, оказывается частью видеопроекции. Это, возможно, некоторый перебор, зато виртуальная коллекция, которую можно увидеть на мониторе рядом с разделом «Мастерская» художника, — отличное продолжение основной экспозиции. Шаржи и портреты современников, «Архитектурные фантазии» и серия «Жители отдаленных планет» (тут единороги встречаются с зелеными человечками, русалками с крыльями и вполне сказочными героями с «песьими головами») открывают блистательного рисовальщика, фантазера и поэта.

Надо сказать, что из всех наших художников, вдохновлявшихся идеями прогресса, Лабас был, пожалуй, одним из самых необычных. В его творчестве соединились то самое «предчувствие будущего», которое жило в поисках художников авангарда, вдохновляло невероятно смелые архитектурные проекты 1920-х Леонидова и Крутикова, и восхищение наукой, космическими исследованиями, столь актуальное в 1960-е. Вообще, ошеломленное осознание современности как невероятного прорыва в неведомое, как стремительного полета в неведомое будущее, восторженного предвкушение его было очень свойственно Лабасу. Причем это было ощущение не столько рациональное, сколько интуитивное. И художник стремился передать его чисто живописными средствами. В его воспоминаниях есть рассказ о переживании осени 1917. Лабасу было тогда 17 лет, и как нормальный мальчишка он, конечно, метался по Москве, наблюдая за грузовиками с солдатами, артиллерийским обстрелом «Метрополя», уличными боями… И даже умудрялся делать по горячим следам акварели. Но переживание связано не с этим, а с утренним видом из окна его дома на Сретенке. Собственно, видно было мало что. «Осень, загорелся рыжий клен, а вдали туман, сквозь него видны дома, большие каменные и деревянные, видны фигуры бегущих людей», — так он опишет этот вид позже. Тем не менее, напряжение и чувство затишья перед бурей запомнились на всю жизнь. Его и попытается передать на картине 1929 год.

Эта картина с нейтральным названием «Наш переулок утром» и сегодня поражает. Контуры домов и улицы размыты. Все поглощает цвет — приглушенный, мягкий, высветленный. Коричневатый тон перетекает в голубой, зеленоватый. Картина, написанная маслом на холсте, производит впечатление почти акварельной легкости, воздушности. В сущности, она тяготеет к живописной абстракции. И при том, что  перспектива едва намечена, пространство дышит. «Мне хотелось передать рождение еще неизвестного будущего», — признается Лабас.

Казалось бы, это любимая тема 1920-1930-х годов. Конструктивисты, проекционисты, не говоря уж о грядущих соцреалистах, заботились о том же самом. Будущее, которое определялось техническим прогрессом, индустриальной мощью, требовало резких ракурсов, восхищения силой машины, ритма механизма или конвейера. Всего этого не сыскать у Александра Лабаса. Он даже сюжет «Электрификация в новом районе» (1930) умудряется написать так, что не только  квадраты освещенных домов вдали едва видны, но даже и электрический столб на первом плане, на котором работают электрики, не слишком виден. «В кабине аэроплана» (1928) силуэты пассажиров  словно зависают в воздухе. Короче, никакого пиетета перед строгой красотой конструкции у художника нет. Лабаса интересовала не машина, а человек в ней. Точнее, его переживания. Описав свой полет в начале 1920-х из Москвы в Харьков (который завершился тем, что самолет едва не утонул вместе с пассажирами в реке), Лабас заключает: «Ни в какой академии, ни в какой школе не учили художника, как надо писать эти чувства и ощущения преодоления пространства с большой скоростью, какими красками писать, как ими управлять. Меня это увлекло, и я искал способы, как это выразить». Отсюда — лирическая энергия полотен, темы которых вполне себе эпические.

Интересно, что позже, когда с 1936 Лабасу как «формалисту» был закрыт путь на выставочные площадки, он отлично работал над монументальными панно, диорамами и панорамами, в том числе для зарубежных выставок. Причем как выясняется, были также инсталляции. В ГТГ можно увидеть реконструкцию четырехметровой «Электрической Венеры», созданной для сельскохозяйственной выставки в Минске. Ее по фото и рисункам воссоздали художники из  «ВХУТЕМАС-ХХI» . «Электрическая Венера» Лабаса (особенно рядом с рисунками «Города будущего») и сегодня выглядит интересной дамой. Может статься, что часть утопических прожектов ХХ века, особенно художественных, еще пригодятся для будущего.