Как барнаульские тележурналисты останавливали локомотивы и почему продавцы отказывались обслуживать ведущих?

В этом году исполняется 55 лет со дня появления телевидения в Алтайском крае. Начиналось всё в 1956 году, но не с огромного телецентра на Змеиногорском тракте, а с небольшого помещения в доме на пр. Ленина, 78. Прямо во дворе была поставлена 37-метровая вышка. До наших времён она не сохранилась. Теперь на здании висит мемориальная доска, на которой написано: «В этом здании с 1956 по 1963 год располагалась первая на Алтае Барнаульская студия телевидения». Она стала третьей в Сибири после Омска и Томска. Как раз томские инженеры занимались разработкой и монтажом телевизионной аппаратуры в Барнауле.

10 лет назад один из известнейших дикторов нашего телевидения Сергей Марков опубликовал автобиографичную книгу «Разве это забыть…». Одну из глав он отдал тёплым воспоминаниям о становлении и развитии алтайской тележизни.

В марте 1956 года начались пробные передачи в эфир. Это были документальные и хроникальные фильмы. С июня горожане могли смотреть по вечерам кинопрограммы и киноконцерты. Первой передачей барнаульского производства стало торжественное открытие телецентра и студии телевидения. А в одной из первых программ был показан репортаж о демонстрации трудящихся Барнаула, посвящённой 39-й годовщине Октябрьской революции.

На эфиры приглашали актёров театра драмы, которые ставили спектакли. Творческая группа обитала в небольшом помещении, сам павильон был размером около 30 квадратных метров. И при этом телевизионщики умудрялись разместить там декорации даже для трёхактовой постановки или вести показ массовых концертных номеров.

Стоит ли говорить, какой редкостью в те годы был телевизор?! Просмотр хотя бы одной программы был для барнаульцев огромным событием. К сожалению, такую возможность имели не все, поэтому придумывали разные способы приобщиться к горстке счастливых зрителей.

– Бегали вначале смотреть кино в клуб канифольно-терпентинного завода. Там стоял на сцене телеприёмник «Луч» с линзой. А народу в зале набивалось битком! Ничего, обиженных не было, все только удивлялись этому чуду, – вспоминает Сергей Марков. – Чуть позже телевизор купили соседи по коридору. Извиняясь, оговариваясь, но почти весь дом вечерами собирался у небольшого экранчика, слушая с затаённым дыханием, что там сообщит Маша Скоромная.

На телеэкран Сергей Марков попал в 18 лет. Его настолько захватила телевизионная жизнь, что он сбегал с лекций и семинаров, отдавая предпочтение студийному павильону.

– Многие преподаватели прощали, но на экзаменах, наоборот, строже спрашивали, заявляя: «Видели-видели, как ты вчера передачу вёл по телевизору. Ну-ка посмотрим, как ты знаешь историю», – вспоминает Сергей Марков.

Вообще, дикторов считали главными на телевидении, им безоговорочно верили. Иногда из-за этого происходили и анекдотичные истории. Как-то Сергей Степанович подошёл к газетному киоску. А продавец сказал, что ничего ему не продаст. На вопрос изумлённого мужчины «почему?» последовал ответ: «А вы вчера сказали, что будет солнечная погода, а на улице дождь».

Его коллеги Мария Скоромная и Нонна Звягина были самыми настоящими иконами стиля. Барнаульские женщины смотрели на прекрасных дам и бежали шить кофточки и укладки, как у телеведущих.

Иногда такая популярность играла на руку телевизионщикам. Сергей Степанович вспомнил историю, когда Мария Скоромная перед эфиром плавала за Обью и забылась. Когда девушка спохватилась, до выпуска оставалось полчаса.

– Быстренько поднимается на железнодорожную насыпь, останавливает локомотив с помощью своего красного сарафана, докладывает машинисту, кто она, и просит подбросить до вокзала, – пишет Марков. – За 10 минут до эфира в форме, готова открывать программу.

Открытия нового телецентра на Змеиногорском тракте работники студии ждали с волнением. На новом месте они могли расположиться в двухэтажном здании с редакторскими, режиссёрскими комнатами, аппаратными, огромными павильонами площадью 200 квадратных метров.

Сергей Степанович вместе с товарищами на субботниках наблюдал, как телебашню собирают военные вертолётчики.

10 августа 1963 года новый телекомплекс был введён в строй. В этот же день состоялось первое вещание телепрограммы.

– С Нонной выходили на камеру из глубины павильона по ковровой дорожке, садились за столик и в стихотворной форме радовались и за себя, и за зрителей, которых заметно прибавлялось, – вспоминает Сергей Марков.

Как-то телецентр вещал программу об истории немого кино. Из Москвы привезли замечательные кинокадры, но они были немыми. Тогда главный режиссёр Захарий Гутчин попросил коллегу по телецеху Зинаиду Артамонову спасти положение и сесть за фортепиано.

– Без единой репетиции, на одном дыхании, минут 50, кажется… Когда она закончила играть, минут 10 сидела с закрытым руками лицом, полным ужаса. А все на пульте и в павильоне стоя аплодировали. Потом она говорила, что не садилась за инструмент лет 20, – вспоминает диктор.

Барнаульские телевизионщики были креативными. Они занимались поиском чего-то нового на ТВ. Доходило даже до того, что вручную красили чёрно-белую плёнку, пытаясь сделать кино цветным.

И во многих находках они оказались лучшими. Например, заставки художника Геннадия Вильмса были отвезены на Ленинградскую студию как образцовые. А передача «Добрый вечер», в которой говорилось о династии мараловодов, до сих пор находится в фонде Института повышения квалификации работников ТВ. Она считается примером освещения на экране человека труда.

– Первая программа передач местного телевидения вышла в крае в 1957 году. «Алтайская правда» публиковала её в рубрике «Куда пойти? Субботний вечер. Воскресный день» наряду с анонсами театра и кино. Примечательно, что центральная газета «Правда» впервые напечатала телепрограмму только 5 апреля 1959 года. А 29 января 1960 года вышло постановление «О дальнейшем развитии советского телевидения».

12 февраля Дом обуви проводит выставку-продажу изделий Барнаульской обувной фабрики. Здесь вы можете приобрести мужскую, женскую и детскую обувь. Выставка-продажа проводится в Доме обуви с 10 часов утра».

– Одним из первых собственных новостных проектов студии был тележурнал «В нашем городе». В нём фигурировала очень интересная рубрика «Уголок сатиры и юмора», куда свои фотоновости присылали зрители канала. Любой желающий мог в сатирической форме выразить своё недовольство бюрократизмом чиновников или, например, изрядно затянувшейся стройкой кинотеатра. Но рубрика просуществовала недолго.